Воронеж
Воронеж — город в России, административный центр Воронежской области.
16 февраля 2008 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина городу Воронежу было присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Топонимия Воронежа (по материалам книги «Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с.»):
Воронеж, гор., ц, Воронежской обл. Основан в 1586 г. как крепость на р. Воронеж, по которой город и был назван. Река же получила название по гор. Воронеж, упоминаемому в летописи под 1147 г., но разрушенному во время монголо-татарского нашествия. Ойконим Воронеж в Подонье был перенесён из Черниговского княжества, где он возник в IX в. как притяжательное прилагательное от личного имени Воронег (из Воро / но / нег) «город Воронега» [Загоровский, 1978].
Воронеж (по материалам книги «Воронеж: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов. — Липецк, 2016. — 84 с.»):
Город Воронеж — это административный, экономический и культурный центр Воронежской области. Родина военно-морского флота и военно-воздушного десанта. Он расположен в Центрально-Чернозёмном районе Российской Федерации, при впадении реки Воронеж в реку Дон. Находится в 490 км. от Москвы. Население города составляет более миллиона человек. Площадь территории городского округа города Воронежа составляет 590,43 км2.
Город разделён на 6 административных районов: Железнодорожный, Коминтерновский, Левобережный, Ленинский, Советский и Центральный. Два района — Железнодорожный и Левобережный находятся на левом берегу Воронежского водохранилища, остальные — на правом. Крупнейшим по площади является Железнодорожный район, а самым маленьким — Ленинский.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии, в 2014 году, Воронеж занял 4 место из 94 крупных городов, и 2 место среди городов-миллионеров, в Рейтинге экологичного развития городов России.
Воронеж — крупный транспортный узел, который состоит из систем воздушного сообщения, железнодорожного и автомобильного транспорта. В современном городе размещены два железнодорожных вокзала Воронеж I и Воронеж-Курский. Через Воронеж проходит автомагистраль М4 «Дон» и трасса А 144 регионального значения Курск-Воронеж-Саратов. Близ села Черотовицы, в 5 км. от города находится аэропорт Воронеж.
Название города «Воронеж» ряд исследователей (И. Срезневский, М. Фасмер, М. Милонов и др.) производят от прилагательного «вороной», т.е. чёрный и связано с цветом воды в реки Воронеж. По мнению известного воронежского краеведа В. Загоровского, ойкнем Воронеж был перенесён в Подонье из Черниговского княжества, где он возник в IX веке как притяжательное прилагательное от личного имени Воронег — т.е. «город Воронега». В дальнейшем по городу была названа протекавшая возле него река. Эту точку зрения критикует современный исследователь П. Попов, ссылаясь на то, что источники с упоминанием славянского имени Воронег пока не найдены. Таким образом, вопрос, связанный с названием города, остаётся открытым.
Первые упоминания о поселении датируются 1177 годом. Соответственная запись обнаружена в Никоновской, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. В древних сказаниях рассказывается о битве рязанских и владимирских князей, а также о побеге рязанского правителя Ярополка в Воронеж. По сказаниям Лаврентьевской летописи владимирцы победили и потребовали выдачи рязанского воеводы. Жители Рязани на пути в «Воронож» выдали врагам беглеца. Город также вспоминается в мемуарах Юлиана, венгерского монаха, что был выдающим средневековым путешественником Европы и дважды посещал Русь. При описании расправы татар над жителями Курского княжества снова появляются записи о лесах вблизи Воронежа. В виду имеется место у одноимённой реки.
На территории города и близ него находится несколько городищ этого периода, которые по предположению археологов и могут быть тем самым «летописным Воронежем». С конца XIII века слово «Воронеж» надолго исчезает из источников и появляется лишь в последней четверти XVI века.
В 7094 (1585-1586 гг.) на Южной окраине Московского государства по указу царя Фёдора Ивановича была основана крепость Воронеж «в двух днищах пути от Богатово затону». Царский указ об основании Воронежа пока не найден. В РГАДА хранится распоряжение боярина Никиты Романовича Юрьева от 1 марта 1586 года о реорганизации сторожевой службы на южной окраине Московского государства, в котором написано: «По государеву цареву и великого князя Фёдора Ивановича всея Руси указу и по приговору бояр князя Фёдора Ивановича Мстиславского с товарищи на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж…» Однако, запись в Разрядном приказе от 1585 года «об отписке рязанских бортных ухожьев и рыбных ловель новому городу Воронежу» доказывает, что Воронеж уже существовал в 1585 года. Тем не менее, так как крепость была построена в 1586 году, то официально годом основания Воронежа считается именно 1586 год. Город несколько раз подвергался нападениям, исправно исполняя свои защитные функции.
Строителем и первым воеводой города, основное население которого составляли стрельцы, пушкари, казаки и другие категории служилых людей, был С.Ф. Сабуров. Самое раннее описание Воронежа представлено в так называемой Дозорной книге и относится к 1615 году. На тот момент в городе насчитывалось около 2 тысяч жителей. Рядом с деревянной крепостью, которая занимала два мыса за современной Университетской площадью, находился посад, где жили торговцы и ремесленники. Посад был обнесён ещё одной деревянной дубовой стеной, за которой располагались слободы Стрелецкая, Пятницкая, Казачья, Чижовская, Ямская. У реки под крепостью стоял Успенский монастырь, который был основан около 1600 года. Затем были основаны ещё два монастыря — Акатов (1620 г.), к северу от города, и Покровский девичий (1623 г.), на посаде. В 1682 году город стал центром епархии.
С 1613 года воронежцы начали поставлять донским казакам деньги, сукно, продовольствие и оружие, что получило название «донских отпусков». Маршрут доставки был речным. Для этого в Воронеже строились специальные суда — струги. Жалование казакам частично привозилось в Воронеж русскими послами, которые направлялись из Москвы в османскую империю. Таким образом, Воронеж был ещё и местом транзита русского посольства. 7 января 1737 года было приято решение о строительстве Белгородской оборонительной черты, в которую была включена крепость Воронеж. В том же году донские казаки захватили крепость Азов на судах, построенных под Воронежем, и началось так называемое «Азовское сидение». Оно продолжалось до 1642 года, в обороне крепости принимали участие несколько воронежцев. И хотя крепость Азов была сдана, опыт воронежцев в судостроении и судоходстве, а также их военный опыт в защите русских границ от набегов татар был использован в конце XVII — начале XVIII веков в строительстве кораблей русского военно-морского флота и ведения военных действий.
Во второй половине XVII века Воронеж утратил былое военное значение, основным занятием местного населения стало землепашество. Город становится крупным торговым центром.
Воронеж называют «колыбелью» русского военно-морского регулярного флота. Именно в связи со строительством флота начинается новый этап в развитии города. В 1696 году царь Пётр I, готовясь ко второму Азовскому походу избрал его местом строительства военного флота. Весной 1696 года на воду были спущены первые суда. Основные работы развернулись на островах против города, где рядом с верфями построили адмиралтейство, цейхгауз, дом Петра I. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кожевенные фабрики.
20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России регулярного (государственного) военно-морского флота. Указ вошёл в историю под названием «Морским судам быть…». Было создано Воронежское адмиралтейство. Благодаря воронежскому флоту Россия получила выход к Азовскому морю. Хотя через несколько лет создание флота началось также на Балтийском море, а попытки строительства судов предпринимались в Архангельске и Преображенском, но по праву колыбелью русского военного флота считается Воронежский край. Так как здесь был создан русский регулярный флот. Помимо воронежской верфи строительство кораблей велось на Тавровской, Павловской, Животиновской, Рамонской, Грязнинской, Новохоперской и Икорецкой верфях.
27 апреля (8 мая) 1700 года на Воронежской верфи Воронежского адмиралтейства в торжественной обстановке был спущен на воду 58-пушечный парусный линейный корабль, построенный по проекту царя, «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Это первый в истории русского флота корабль, построенный отечественными специалистами. Корабль входил в состав Азовской флотилии.
В 1703 году в Воронеже была открыта школа подготовки младших офицеров флота и корабельных мастеров. На берегу реки появилась Немецкая слобода, а рядом с которой жили сподвижники царя. На одном из островов находился дом Петра, а ещё загородная резиденция в слободе Чижовка. Пребывание царя в Воронеже было весьма значительным, он посетил город 13 раз, в общей сложности прожив здесь около 500 дней. Здесь же бывали и представители царской семьи: жена Петра будущая императрица Екатерина I, царевич Алексей Петрович, царевна Наталья Алексеевна. По версии одного из воронежских краеведов Н. Комолова, именно в Воронеже была зачата будущая императрица Елизавета Петровна.
В период строительства флота население города возросло до 30 тысяч человек. В 1708 году была создана Азовская губерния, центром которой стала крепость Азов, а с 1715 года Воронеж. В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую. А в 1779 году Воронеж становится центром Воронежского наместничества.
В связи со строительством Балтийского флота роль Воронежа в кораблестроении постепенно утрачивается. И хотя корабли продолжают строить на воронежских верфях вплоть до конца XVIII века, это носит эпизодический характер и связано с обострением русско-турецких отношений. Воронеж превращается в промышленный и торговый центр.
В конце XVIII века изменяется архитектурный облик города. В 1774 году был утверждён регулярный план застройки, Воронеж становится европейским городом и начинает активно застраиваться. Быстрый рост и территориальное развитие города произошло благодаря бурной торговой и предпринимательской деятельности жителей.
В конце XVIII века в Воронеже появился ряд учреждений, соответствующих статусу губернского центра: различные учебные заведения, типография, театр, аптека, семинария и др. В различных частях города и пригородах появляются роскошные дворянские усадьбы Чертковых, Тулиновых, Веневитиновых, Олениных и пр.
В первой четверти XIX века при губернаторе Н.И. Кривцове были проведены значительные работы по благоустройству города: вымощены главные улицы, укреплены склоны и организованы удобные спуски к реке, появилось освещение, построены Чернавский и Каменный мосты. В конце 1840-х годов на Большой Дворянской был заложен первый общественный городской сад.
В результате активной строительной деятельности, в конце XVIII — первой половины XIX веков, сложился выразительный архитектурно-художественный облик Воронежа. В верхней части планировка и застройка носят правильные черты крупного города периода классицизма, в нижней — органично сочетает в себе постройки старого русского города с живописными холмами. Несмотря на различные события XX века (Гражданская и Великая Отечественная войны), нанесшие урон архитектуре, историческая часть города, бережно восстановленная и отреставрированная, представляет большую культурную ценность и несомненно интересна не только для гостей, но и для жителей.
Одни из самых старых зданий Воронежа — колокольня Алексеево-Акатова монастыря (середины XVII в.) и Успенский Адмиралтейский храм (конца XVII в.), построенные в стиле московского зодчества. Кроме того в городе сохранилось около 20 православных храмов, построенных в XVIII-XIX веках, лютеранская кирха, построенная в начале XIX века, а также более 200 исторических зданий гражданской архитектуры. Кроме того на территории города представлено большое количество скульптурных памятников. Первый памятник в городе был установлен в 1860 году Петру I, в 1868 году — памятник поэту А. Кольцову, в 1911 году — поэту И. Никитину. Воронеж — это литературный город, очень много памятников писателям, поэтам, а также литературным персонажам. Наиболее известный памятник Белому Биму является одним из символов города. Это не случайно, т.к. в Воронеже рождались и жили многие известные литературные деятели нашей страны.
Здесь жили и творили А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.А. Бунин, А.П. Платонов, С.Я. Маршак, А.В. Жигулин. В 1817 году в Воронеже впервые побывал К.Ф. Рылеев будучи молодым офицером, возглавляющим конно-артиллерийскую роту. Вскоре он женился на дочери острогожского помещика и несколько последующих лет жил в Воронежском крае. В Воронеже в разное время побывали М.Ю. Лермотов (1841), В.А. Жуковский (1837), В.Г. Белинский (1837), A.M. Пешков, в будущем писатель Максим Горький (1891), А.П. Чехов (1892), Л.Н. Толстой (1894) и др.
Также значительное количество памятников в городе связано с событиями Великой Отечественной войны. Это не случайно, т.к. Воронеж принял на себя значительный удар, серьёзно пострадав, выстоял и преградил путь к Сталинграду. С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года (212 дней) правобережная часть Воронежа была оккупирована немецко-фашистскими войсками, то есть фактически всё это время линия фронта разделяла город на две части. До 25 января 1943 года советские войска обороняли Воронеж, выполняя важную задачу — прикрывали Москву с юга и сковывали силы венгерских дивизий. В ходе наступательной операции «Малый Сатурн», а затем Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторенской наступательных операций силами Воронежского фронта были разгромлены 2-я немецкая, 8-я итальянская и 2-я венгерская армии. При этом потери немецких войск составили 320 тысяч солдат и офицеров. Под Воронежем были разгромлены 26 немецких дивизий, а количество пленных было больше, чем под Сталинградом. Память об этом хранят памятники на территории города и в его окрестностях. «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» 16 февраля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Воронежу почётного звания РФ «Город воинской славы».
Воронеж является культурным центром Воронежской области. Здесь работает около 30 государственных и частных музеев, 7 театров, 8 кинотеатров, аквапарк, океанариум, стадион, а также архивы и библиотеки. В Воронеже ежегодно проводятся фестивали: международный фестиваль «Джазовая провинция»» (с 2003 года), всероссийский фестиваль японской анимации (с 2000 года), Открытый фестиваль поэзии «Поэтех» (с 2007 года) и др. С 2011 года в Воронеже проводится ежегодный международный Платоновский фестиваль.
Воронеж настолько разноплановый и интересный город, что его посещение может длиться несколько дней. Пару дней из которых стоит посвятить исторической прогулке, один день — посещению мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны, пару дней на посещение музеев, один-два дня на паломнический тур по храмам и монастырям и несколько дней на посещение наиболее интересных мест в пригородах Воронежа. Таких, как усадьба Дворян Веневитиновых в с. Новоживотинное Рамонского района, замок принцев Ольденбургских в п. Рамонь, музей-заповедник «Дивногорье» в с. Дивногорье Лискинского района, археологический музей-заповедник «Костёнки» в с. Костёнки Хохольского района, Воронежский государственный биосферный заповедник им. И.М. Пескова на ст. Графская, Хопёрский заповедник в Новохопёрском районе, Хреновской конезавод в Бобровском районе и др.
Но если у вас всего один день, то стоит остановиться на исторической прогулке по Воронежу, а также посетить достопримечательности в его ближайших пригородах: усадьбу Д. Веневитинова и замок Ольденбургских.
Добавить комментарий