Архангельск. Красная пристань
Красная пристань (по материалам книги «Путеводитель по Архангельску или нескучная прогулка по любимому городу с ироничным дилетантом / Н.Н. Харитонов. — Архангельск: ООО «АрхПресс», 2010. — 271, [1] с.»):
«Святой Фока». «Вайгач». «Седов». Седов, Шмидт, Воронин.
До недавнего времени лишь в одном месте Архангельска можно было наблюдать, как строилась в древности набережная Северной Двины. На Красной пристани сохранялись дрейнейшие сооружения, обрубы, представляющие собою срубы в виде деревянных подпорных толстенных стенок. На них кидали настил, а сверху строили, что желали. Так выглядели все пристани Архангельска. А было их десятки! Рыбная, Мясная, Буяновская (напротив ул. Буяновой-Поморской), Воскресенская — напротив улицы Воскресенской. Остатки последней видны по сию пору. А вот Рыбную и Буяновскую уничтожило строение на сем месте Дворца пионеров, что напротив Никольской церкви. Пристани переименовывали часто. Мясную — в Банковскую. Красная пристань тоже звалась иначе. Появилась как Таможенная, расширилась до пристани Дальнего плавания, затем оказалась Соборной, поскольку находилась напротив Соборной (Либкнехта) улицы, большевики переименовали в Октябрьскую, и только потом стала Красной.
Завершая путешествие по центральному кольцу Архангельска, чуть погрустим на Красной пристани.
27 августа 1912 года отсюда уходил «Святой Фока» с первой русской экспедицией к Северному полюсу Г.Я. Седова.
В 1915 году здесь встречали ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», впервые прошедших Северным морским путём с востока на запад.
В 1929, 1930, 1932 годах, непременно в июле от Красной пристани провожали знаменитые северные экспедиции на ледоколе «Седов», потом «Сибиряков». Начальник — О. Шмидт, капитан — В. Воронин.
Осенью 1966 года ледокол «Седов» у этой пристани закончил свою вахту.
В июне 1984 года немецкий барк «Магдалена Винен», превращённый в «Коммодора Енсена», после решения Постдамской конференции, поменявший гражданство и, в качестве контрибуции, оказавшийся советским «Георгием Седовым», встанет у стенки Красной пристани, чтобы поздравить Архангельск с 400-летием Ново-Холмогорска.
Когда исчезнет СССР, на Красной пристани начнётся разруха. Её причалы оккупируют дебаркадеры для гульбищ новых русских в малиновых пиджаках. Один из таких плавучих притонов допьётся до того, что тут же, у стенки, и затонет. После нескольких локальных пожаров разрушится, сгниёт предполагаемый музей — шхуна «Запад». Да что там шхуна — морской музей и тот не выдержит вакханалии на стыке веков. Шашлычники соседнего ресторана выездной торговлей пробьют ему крышу, служившую смотровой площадкой. Помещение зальёт, бетон развалится. В конечном итоге всё снесут. Больше Двину с высоты столь близко, как бывало, увидеть не удастся. А вместо оригинального здания музея со смотровой площадкой на крыше построят евроремонтный сарайчик, отделанный сайдингом. Мило, но при чём тут Архангельск?
Архангельск, Архангельская область, набережная, набережная Северной Двины, пристань, река Северная Двина
Добавить комментарий