Екатеринбург. Собор Александра Невского
Фото 12.06.2013:
Храм в честь святого князя Александра Невского
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Зелёная роща, д. 1
Александро-Невский собор (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
В 1832 году принимается решение о разборке Александро-Невской церкви и строительстве на её месте Александро-Невского собора. Освящённый в 1854 году Александро-Невский собор значительно превосходил по абсолютным размерам и высоте другие здания монастыря и становился доминантой всей юго-западной части города. Собор возвышается к северу от основного комплекса монастырских построек. Своим северным фасадом здание завершает перспективу Успенской улицы (ул. Вайнера). После закрытия храма в 1935 году в здании неоднократно производились перестройки, связанные с приспособление его под склад и краеведческий музей. Единое храмовое пространство было разделено на этажи железобетонными перекрытиями, заложено несколько оконных проёмов и прорублены новые. Изменена конфигурация крылец, уменьшена высота шпиля над колокольней.
Александро-Невский собор — памятник архитектуры первой половины XIX века. Храм построен в стиле позднего классицизма. Одной из причин строительства собора стало мемориальное назначение будущего храма. Его сдержанный и монументальный облик отвечает цели возведения собора. Местоположение постройки на холме, хорошо видном из многих точек города, соответствовало задаче быть пьедесталом для монументального сооружения.
Авторство над Александро-Невским собором большинством исследователей по традиции приписывается М.П. Малахову. Действительно, составленные в 1836 году архитектором Уральского горного правления М.П. Малаховым проект и смета к нему были поданы на рассмотрение комиссии Совета путей сообщения и публичных зданий, но оказались отвергнуты столичными чиновниками.
Взамен петербургская «Комиссия проектов и смет» предложила свой вариант храма, выполненный в архитектурных формах позднего классицизма. Работа входивших в состав «Комиссии проектов и смет» архитекторов носила коллективный характер, по этой причине авторство над проектом допустимо одновременно приписать И. Шарлеманю, Д. Висконти I и Д. Висконти II.
Можно предположить, что план собора остался прежним, выполненным Малаховым, а замечания комиссии относились только к фасадам, которые следовало решить «в лучшем вкусе».
Сама классическая архитектура собора, его ясная строгая композиция, торжественный и мужественный строй монументальных форм должны были обеспечить ему облик памятника в полном смысле этого слова.
Кубический объём собора венчают пять глав. В основу плана собора положен равноконечный греческий крест. Четыре массивных опоры членят внутреннее пространство храма и несут подпружные арки барабана центрального купола. Боковые главы находятся над угловыми ячейками северного и южного приделов. Наряду с куполами собор перекрыт обычными для классицизма цилиндрическими сводами. Как и в большинстве культовых построек классицизма, наружные стены храма прорезают немногочисленные оконные проёмы, и пространство собора в значительной степени освещалось за счёт окон в барабанах пятиглавия.
Простоте и чёткости плана Александро-Невского собора отвечает классическая ясность архитектурного убранства фасадов. Основной кубический объём здания, гладь его южной и северной стен удачно расчленены изящными шестиколонными портиками коринфского ордера с модульонами в карнизах. Портики увенчаны безупречных пропорций фронтонами. Примыкающая с запада к зданию собора стройная колокольня состоит из трёх ярусов и имеет вид четырёхугольного столба, убывающего в объёме по мере своего возвышения. Количество декоративных элементов на фасадах сведено к минимуму. Сочетанием безукоризненных пропорций целого и деталей получен высокий художественный результат.
Крупнейшее церковное здание Екатеринбурга, собор в праздничные дни вмещал до 6000 человек.
Интерьер церкви неоднократно подвергался переделкам. Первоначально оформление интерьера отличалось предельной простотой. Внутри собора стены были окрашены светло-голубой клеевой краской, «с очень скромным рисунком по карнизам». Полы были деревянными и окрашены масляными белилами.
К 100-летию монастыря в 1909 году пол центральной части храма покрыли чугунными плитами, а стены расписали клеевыми красками монастырские мастерицы. В соответствии с художественными традициями XIX века настенная живопись собора выполнена в суховатой академической манере, формально близкой классицизму, но утерявшей свой героический пафос. Новые однорядные иконостасы классического рисунка заменили прежние, скромные алтарные преграды.
В центральном иконостасе колонны коринфского ордера поддерживали сень, более напоминавшую парковую беседку, колонны ионического и коринфского ордеров обрамляли киоты. Иконостасы не обладали тектоничностью классических образцов, формы их были огрублены, а резной золочёный декор эклектичен.
Добавить комментарий