Задонск. Троицкий собор
Соборный храм Святой Троицы
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Карла Маркса, д. 85
Соборный храм Святой Троицы (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I / А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 416 с.»):
Троицкой церкви Задонска суждено было в середине 1970-х годах стать вторым соборным храмом в истории города. Построенная в 1884-1897 годах по проекту воронежского архитектора А.А. Кюи, Троицкая церковь имеет богатую историю. Более тридцати лет она являлась соборным храмом Свято-Троицкого, или, как его прежде называли по первой церкви обители, Скорбященского женского монастыря. Будучи закрыт в 1929 году, Троицкий храм почти полвека оставался лишь красивым величественным зданием, украшавшим панораму Задонска.
Новый период в его истории начался в 1970-е годы, после того, как на главной площади Задонска рядом с действующим Успенским собором было построено здание райкома партии. Не желая соседствовать с православным храмом, партийные власти приняли решение открыть для богослужений Троицкую церковь, находившуюся ближе к окраине города, а Успенский собор передать под краеведческий музей. Верующие как могли сопротивлялись этому решению, но местные власти продолжали настаивать на закрытии Успенского собора.
31 марта 1972 года комиссия в составе уполномоченного А.Д. Калугина, представителей облисполкома, райисполкома и других осмотрела Троицкий храм. А тем же вечером загорелся центральный шатёр храма. По воспоминаниям очевидцев, «…произошло чудо… .Было прохладно… Тучек не было, сразу грянул гром и громаднейший шар молнии спустился на купол, были три пожарные машины, но потушить пожар не могли…» К 23 часам пожар уже был виден практически со всех концов города. Пожарные расчёты, прибывшие на место, с огнём справиться были уже не в силах. И после полуночи рухнули выгоревшие деревянные конструкции центрального шатра, увлекая за собой до последнего державшийся крест. Вот таким обезглавленным, обгоревшим, достался Троицкий храм православной общине Задонска.
В качестве причины пожара назвали молнию. Это вызвало пересуды в городе. Многие восприняли версию с молнией как свидетельство некоего знамения, запрещающего перевод храма. Но безбожная власть к знамениям осталась глуха.
Осознав, что решения властей изменить не удастся, община Успенского собора вынуждена была согласиться на переход в Троицкую церковь и взвалить на свои плечи финансирование ремонтных работ обветшавшего здания: «В связи с общей реконструкцией города Задонска и с согласия членов двадцатки приступить к ремонту Скорбящей церкви (так ошибочно именовали в документах Троицкий храм. — Прим. авт.). Избрать совет из членов двадцатки по контролю за ремонтом Скорбящей церкви из 3-х человек…»
27 июня 1972 года состоялось заседание двадцатки, на котором председателем её исполнительного органа выбрали Бориса Лаврентьевича Жарикова. Через месяц, 27 июля 1972 года, был подписан договор аренды на Троицкий храм, а 24 марта заключён договор на ремонт.
17 апреля 1973 года община Успенского собора начала восстановление Троицкого храма. Технической сметой стоимость ремонтно-восстановительных работ определена была в 89 000 руб., а на счёте общины насчитывалось только 45 000. Работы начались с монтажа отопления и ремонта кровли, поскольку «от удара молнии сгорела крыша главного купола и повреждены стропила крыши между главным и восточным куполом». К октябрю 1973 года возникли трудности с финансированием работ. Тем не менее были приведены в порядок купола, крыша, полы, побелены и расписаны стены, проведено паровое отопление, электроосвещение и другие необходимые ремонтные работы…» По свидетельству очевидца, «величественный, из красного кирпича, пятиглавый Троицкий собор … по-прежнему стал архитектурным украшением города. А внутри собор выглядит ещё красивее. Три вновь поставленных в ряд иконостаса гармонируют с его высокими сводами, довольно хорошей живописью и убранством… В собор подведён водопровод, устроено отопление, оборудовано помещение для крещения детей. Собор обнесён оградой, в ограде построен каменный дом с помещением для выпечки просфор, комнаты для отдыха духовенства и церковных сотрудников».
Тем временем осенью 1974 года уполномоченный Совета по делам религий при Совмине СССР по Липецкой области А.Я. Яблонский отправил в Москву документы, подтверждающие решение общины Успенского собора перейти в Троицкий храм, и предложение об окончательной передаче здания последнего верующим.
На основании решения Липецкого облисполкома №787 от 23.09.1974 г. и постановления Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 29.10.1974 г. Задонский райисполком решением №236 передал Троицкий храм общине верующих.
24 ноября 1974 года, состоялось торжественное освящение восстановленного Троицкого собора. Накануне, 23 ноября, в Задонск прибыл правящий архиерей — епископ Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков), которого на пороге Троицкого храма встретили настоятель протоиерей Серафим Бычок, духовенство и верующие. После этого в храме началось торжественное всенощное бдение перед иконостасом и закрытыми Царскими Вратами; служили о. Серафим с двумя диаконами. На литию и полиелей выходило всё духовенство во главе с владыкой Платоном, который во время службы стоял на особо приготовленном для него месте справа от Царских Врат. Пели два хора — Христорождественского собора города Липецка под управлением М.Г. Аксёнова и Троицкого собора.
На следующий день утром в соборе отслужен водосвятный молебен, после которого в храм прибыл владыка Платон, торжественно встреченный хлебом-солью исполнительным органом общины и духовенством собора. После этого епископ облачился и вместе с духовенством прошёл в алтарь, где начался чин освящения. Освящались в этот день все три престола: главный — во имя Святой Троицы, придельные, в отличие от прежнего монастырского храма, были освящены в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (правый) и святителя Тихона Задонского (левый). «Весь чин освящения прошёл очень торжественно, спокойно, благоговейно и с большим молитвенным подъёмом». После освящения началась первая в этом храме за многие годы божественная литургия, по окончании которой отслужен благодарственный молебен.
По окончании службы епископ Платон в мантии вышел на амвон, где благочинный Липецкого церковного округа протоиерей Георгий Костромин поблагодарил Владыку за постоянную заботу и труды по восстановлению Троицкого храма г. Задонска, » …что явилось очень значительным и важным событием в церковной жизни не только Воронежско-Липецкой епархии, но и всей Русской Православной Церкви». В ответном слове Его Преосвященство горячо и сердечно поблагодарил духовенство, церковный совет и всех верующих Задонска за их труды по возрождению Троицкого храма и усердные молитвы. Он признал, что среди верующих есть недовольные переходом общины из Успенского собора в Троицкий, но призвал их не роптать. «В свою очередь верующие единодушно, со слезами радости благодарили Владыку за архипастырское внимание к ним, за торжественную службу и просили ещё приезжать к ним и молиться вместе с ними в прекрасном, благолепном храме».
С момента своего второго освящения в 1974 году Троицкий храм стал духовным центром Задонска и его окрестностей в статусе собора. В нём хранились все святыни из Успенского собора и многие иконы, пожертвованные жителями города в открываемый храм. В том числе и тот самый «гробовой» образ святителя Тихона Задонского, найденный иеродиаконом Виктором (Дубининым) на чердаке в доме Е.В. Семёновой после открытия Успенского собора в 1944 году.
Многие монашеские постриги, рукоположения в священный сан липецкого духовенства совершались в эти годы именно в Троицком соборе Задонска. Здесь во время божественной литургии 10 сентября 1976 года был рукоположен в сан иерея выпускник Одесской духовной семинарии, диакон Николай Иванович Васин, которому суждено было впоследствии принять монашеский постриг с именем Никон и встать во главе сначала Задонского Богородицкого мужского монастыря, а затем Липецкой и Елецкой епархии в качестве её правящего архиерея.
Инвентарная опись Троицкого собора на 1 января 1979 года позволяет представить образа, составлявшие храмовые иконостасы. Все иконы центрального иконостаса были старинными и написанными на полотне: «Успение Божией Матери, Тайная Вечеря, Св. Николай, Пр. Серафим Саровский, Св. Иоанн Предтеча. Св. Великомуч. Пантелеймон, Арх. Михаил, Божия Матерь Иерусалимская, местн. Спаситель в ризе в киоте, Архангел Гавриил, местн. икона Божия Матерь Казанская в ризе в киоте».
В Царских Вратах главного алтаря, выполненных из дерева, также находились б икон на полотне: «Божия Матерь Благовещение, Архангел Гавриил, Апостол Матфей, Апостол Марк, Апостол Лука, Апостол Иоанн Богослов».
В правом Скорбященском и левом Тихоновском приделах Царские Врата были деревянные, в иконостасах образа тоже, в основном были написаны на дереве: «Иконы в правом приделе: Господь Вседержитель, Божия Матерь Иерусалимская, Тайная Вечеря, Воздвижение Креста Господня, Господь Вседержитель, Апостолы Пётр и Павел, Апостолы Матфей и Варфаломей, Св. Николай, Пр. Даниил, Собор Арх. Михаила, Божия Матерь Скорбящая, Пр. Илия, Пр. Давид… Иконы в левом приделе: Господь Вседержитель, Апостол Иаков, Преп. Алексий чел. Божий, Апостол Матфей, Муч. Иоанн Воин, Моление о чаше, Господь Вседержитель, Арх. Михаил, Свят. Тихон Задонский, Тихон Амофутский, Божия Матерь, Арх. Гавриил, Иоанн Предтеча, Господь Вседержитель, Св. Тихон Задонский, Божия Матерь, Св. Митрофан Воронежский».
Кроме того, в храме находилось ещё более ста икон.
Среди церковной утвари выделялись напрестольный крест серебряный, дискос серебряный, звездница серебряная, тарелочка серебряная, кадило серебряное, дароносица серебряная. Отдельные иконы и церковная утварь Троицкого собора имели высокую историческую и художественную ценность, что подтвердилось в 1981 году при обследовании храмов Липецкой области художником-реставратором высшей квалификации Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им академика И.Э. Грабаря Г.С. Клоковой. В Троицком соборном храме города Задонска она выявила несколько произведений искусства, представляющих художественную и историческую ценность. В том же году они были поставлены на учёт как памятники истории и культуры республиканского значения: икона Божией Матери «Взыскание погибших», 1795 г., 28х36 см.; икона «Св. Алексий, человек Божий, Мария Египетская, Пафнутий Боровский предстоящие Богоматери Иверской и святым патриарху Никифору и царице Ольге», IX в., 31х26,5 см.; крест деревянный, украшенный резьбой по перламутру, конец XIX — начало XX вв., 30х16 см.
Были среди них иконы, учтённые как памятники истории и культуры местного значения: Тихон Задонский, начало XX в., 198х94 см.; Спаситель, 1785 г., живописец Михаил Петрович Постников, 70х53 см.
Как один из лучших образцов церковной архитектуры русской провинции задонский Троицкий собор был представлен на страницах издания «Русская Православная Церковь», вышедшего в 1980 году.
Все вышеперечисленные иконы продолжали украшать Троицкий собор вплоть до начала 1990-х годов. К этому времени храм, настоятелем которого с 1976 года являлся протоиерей Владимир Игнатьевич Кондратюк, стал центром деятельности Воронежско-Липецкой епархии и верующих Задонска по возрождению Богородицкого мужского монастыря. В восстанавливаемый монастырь и была передана значительная часть сохранённых в стенах Троицкого собора исторических, художественных и духовных ценностей, в том числе и упоминаемый образ святителя Тихона.
С открытием и продолжающимся возрождением Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря центр духовной жизни Задонска переместился во Владимирский собор обители, а Троицкий собор по-прежнему остаётся городским соборным храмом, в стенах которого совершаются богослужения, таинства крещения, венчания и отпевания. Хочется верить, что со временем на этом святом месте начнётся возрождение Свято-Троицкого женского монастыря — последней из задонских обителей, дабы во всей полноте восстановить славу Задонска как «русского Иерусалима» и вместе с тем возродить традицию странноприимства.
Добавить комментарий