Москва. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке
Адрес: г. Москва, Брюсов пер., д. 15/2
Церковь Воскресения на Успенском вражке построена в 1629 году. Является памятником архитектуры XVII века и охраняется государством.
Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):
Деревянная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечье именовавшейся церковью Воскресения Словущего на Успенском вражке) впервые упоминается в 1548 году.
Успенский вражек (овраг) является древнейшим урочищем Москвы (как сказали бы в старину) в так называемом районе Белого города. Урочище было названо по Успенской церкви, издавна существовавшей у длинного и глубокого оврага, который находился между улицами Тверской и Никитской.
Каменная церковь была возведена в 1634 году на месте сгоревшей во время большого московского пожара. В том пожаре Успенский вражек со всеми находившимися там домами и храмами выгорел дотла.
В XVII веке некоторые московские храмы являлись не только приходскими, но как бы отчасти и монастырскими. В таких случаях в исторических документах встречается добавление к названию храма «на монастыре» — это значит, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селилось несколько человек, чаще всего престарелых, иногда не обязательно монашествующих. Подобная приписка «на монастыре» употребляет Переписная книга Москвы за 1638 год и в отношении Воскресенского храма: «На Воскресении же на монастыре… келья, живут старицы нищие».
Здание Воскресенской церкви малопримечательно. Оно представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного (без опор внутри) московского посадского храма XVII века. Стены завершаются декоративными полукруглыми закомарами и нишками; весьма скромные наличники окон; угловые пилястры с полуколонками; строгий по профилю карниз; колончатый пояс на барабане главы, в котором нет окон, — вот и все внешние архитектурные детали его убранства. Лишь хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.
Высота церкви в интерьере от пола до верхней точки свода около 15 метров, интерьер освещен двумя ярусами окон. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1880-х годов. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно подновлявшейся. Существующие внутри храма белые с позолотой резные иконостасы сделаны в конце XIX века.
С 1620 года рядом с Воскресенской церковью находился храм в честь пророка Елисея, построенный в память встречи царя Михаила Федоровича своего отца — патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1812 году Елисеевский храм сгорел, он
был возобновлен как придел к церкви Воскресения в 1820 году. Трапезная и колокольня к Воскресенской церкви пристроены в 1816-1820 годах, в 1897 году колокольня была перестроена по случаю пожертвования храму колокола в 327 пудов.
Церковь никогда не закрывалась, ее прихожанами были многие выдающиеся русские артисты.
Престолы храма: главный — в честь Воскресения Словущего, приделы — в честь пророка Елисея и святителя Николая Чудотворца.
Ныне в церкви находится много древних икон, большое лепное распятие Господне, созданное слепым скульптором, и особо чтимый список чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Название иконы «Взыскание погибших» связано со сказанием из книги Пролог, в которой, в частности, рассказывается о покаянии инока Аданской церкви (находящейся в Малой Азии) преподобного Феофила.
В царствование императора Юстиниана Феофил служил экономом при архиерейском доме, но был оклеветан и изгнан. Не стерпев оскорбления, инок отрекся от Христа и Богородицы и заключил союз с дьяволом. Свой договор с дьяволом он записал на бумаге. Вскоре он очень раскаялся в содеянном, затворился в храме и начал усердно молиться перед образом Божией Матери, называя ее «Взыскание погибших» и умоляя простить его за страшную ошибку. После долгих и отчаянных молитв Богородица вняла просьбе Феофила и сообщила ему о прощении его грехов.
В Русской православной церкви известно о существовании нескольких чудотворных икон «Взыскание погибших». Икона Божией Матери такого названия, написанная в 1707 году, долгое время не была отмечена чудесами.
Однажды зимой крестьянин из села Бор Калужской губернии Федот Обухов, ездивший по окрестным деревням и скупавший пеньку и конопляное семя, возвращаясь домой, попал в страшную метель и сбился с дороги. Скоро он понял, что замерзает, и гибель казалась ему уже неминуемой.
В последней надежде Федот начал молиться Божией Матери и дал обет, что если он спасется, то закажет сделать список с ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви города Волохова, и пожертвует его в свою приходскую церковь в селе Бор. После этого Федот отпряг лошадь, отпустив поводья, привязал ее к саням, затем сам лег в сани, укутался во что мог и, окончательно замерзая, стал засыпать.
Вскоре в близрасположенной деревне под окном одной избы раздался голос: «Возьми!» Удивленный хозяин дома вышел во двор и увидел у ворот лошадь, привязанную к саням, а в них почти замерзшего Федота Обухова.
Спасенный выполнил данный им обет, и в селе Бор появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших», впоследствии прославившаяся многими чудесами. На иконе Богомладенец прижимается своей левой щекой к правой щеке Богородицы, а левой ручкой обвивает ее шею. Он стоит на колене Богородицы, ноги его немного перекрещены и обнажены до колен. Волосы Богоматери не покрыты.
С этой чудотворной иконы из села Бор впоследствии было сделано много списков. Особо чтимым таким списком являлся находившийся в Москве в храме Рождества Христова в Палашах. В 1930-х годах, когда храм был снесен, икону перенесли в церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке.
Добавить комментарий