Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
Фото 20.07.2011:
Фото ноябрь 2013 г.:
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2Б, лит. А
Храм Воскресения Христова (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Недалеко от площади Искусств, на набережной канала Грибоедова, высится храм Воскресения Христова (Спас на крови), напоминающий своим обликом шедевр древнерусского зодчества — Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. Сооружённый в 1883-1907 годах на месте убийства императора Александра II народовольцами, храм (архитекторы И. Макаров и А. Порланд) стал памятником истории страны: в интерьере сохранено в неприкосновенности место, где упал смертельно раненный император, — часть решётки, плитка тротуара и булыжники мостовой.
Собор Воскресения Христова (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+ , АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):
Этот собор, созданный в русско-византийском стиле, выделяется среди петербургских храмов необычным для русского зодчества XVI-XVII веков обликом. Храм воздвигли в 1883-1907 годах, там, где 1 марта 1881 года террорист И.И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. Поэтому собор обычно называют Спас на Крови. Но несмотря на скорбное назначение хранить память об убитом императоре, богатейшее убранство храма придаёт ему праздничный вид. Купола в любую погоду играют золотом и яркими красками ювелирных эмалей (применение которых в столь большом объёме уникально), а декоративный ковёр из фасонного кирпича, мраморных деталей, изразцов и мозаик довершает нарядный облик.
По преданию, отцу Игнатию (Малышеву), настоятелю Троице-Сергиевой пустыни, во сне явилась Богоматерь и показала основы храма, после чего он вместе с архитектором А.А. Парландом и создал проект собора.
Место трагического происшествия включили во внутренний объём храма, поэтому он возведён непосредственно на набережной канала и часть русла использована под фундамент собора. Снаружи под колокольней, где ранили Александра II, установили мозаичное панно «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. Для удобства проведения церковных служб через Екатерининский канал возвели широкий мост, явившийся продолжением площади. Над той частью набережной, где произошло цареубийство, соорудили великолепную сень, которую венчал крест из топаза.
Четыре крыльца, фасад и интерьеры собора покрыты красивейшими мозаиками в основном на евангельские сюжеты, что сделало его единственным в мире примером мозаичного искусства Нового времени. Общая площадь мозаик составляет 7 тыс. кв. м, а созданы они в мастерской братьев Фроловых по эскизам В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина и других.
Этот храм никогда не был обычным приходским; доступ в него ограничивался. В нём не крестили, не отпевали, не венчали и не совершали обычных треб, но читали проповеди и служили панихиду в день убийства императора, а также проводили отдельные службы, посвящённые его памяти. Ныне он является филиалом музея «Исаакиевский собор».
Добавить комментарий