Санкт-Петербург. Смольный монастырь
Воскресенский новодевичий Смольный монастырь
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3
- Смольный собор
- Комплекс зданий вокруг собора (+ четыре церкви-башни по углам)
- Стена с фигурными башнями по углам
- Парадный двор
- Сад Смольного собора
- Площадь Растрелли
Ансамбль Смольного монастыря (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
В излучине Невы, на её левом берегу, расположен Смольный монастырь. Комплекс его зданий — выдающийся памятник русской архитектуры с бесспорными художественными достоинствами. Здесь в конце XIV века находилось русское укрепление Канцы, а на противоположном берегу — Спасский посад. После того как в начале XVII века Ижорские земли перешли под контроль шведов, на месте русского укрепления новые хозяева возвели крепость Ниеншанц, а в районе Спасского посада — форт Сабина. В апреле-мае 1703 года они были захвачены русскими войсками.
На территории бывшего Спасского посада организовали Смоляной двор, где хранились запасы смолы для нужд русского флота. Рядом с ним построили небольшой скромный домик (Смоляной дом) для Петра I, дворцы для членов царской семьи, знати и придворных. При Екатерине I на месте Смольного дома (так его стали называть) вырос летний Смольный дворец, но он сгорел в 1744 году. В 1748 году здесь же по приказу Елизаветы Петровны заложили Воскресенский Новодевичий монастырь, получивший второе название — Смольный. Строительство вёл Ф.Б. Растрелли.
Ансамбль Смольного монастыря характеризуется замкнутостью пространства, чёткой скомпонованностью, симметричностью. Парадный двор, крестообразный в плане, образован келейными корпусами. Во внутренних углах его построены четыре церкви-башни, а в центре — огромный пятиглавый собор. Монастырский комплекс окружает невысокая глухая стена с фигурными башнями по углам.
Смольный собор — главная постройка ансамбля — богато декорирован и отличается изысканной цветовой гаммой. Он производит впечатление монументальности и одновременно лёгкости, изящества. Растрелли достиг этого благодаря удачно найденному соотношению пропорций, выверенной композиции сооружения.
Елизавета Петровна выразила желание видеть его пятиглавым, подобно московскому Успенскому собору. Поэтому зодчий оформил четыре небольшие изящные главки вокруг центральной главы собора. Императрица также хотела, чтобы в ансамбле монастыря присутствовала колокольня, подобная колокольне Ивана Великого. Растрелли разработал проект этого сооружения высотой 140 м, но воплотить его в жизнь не удалось. О внешнем облике колокольни можно судить по макету ансамбля монастыря, созданному резчиками по дереву и находящемуся ныне в музее Академии художеств.
Сооружение монастыря было приостановлено Семилетней войной. Внутренняя отделка Смольного собора оставалась незавершённой вплоть до 1830-х годов, когда оформление его интерьеров закончил архитектор В. Стасов. Он создал въезд в монастырь, оформил площадь перед собором.
Добавить комментарий