Москва. Кремль
Фото 18.06.2013:
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Адрес: г. Москва, Кремль
В архитектурный ансамбль кремлёвских стен и башен входят:
- Угловая Арсенальная башня
- Никольская башня
- Сенатская башня
- Спасская башня
- Царская башня
- Набатная башня
- Константино-Еленинская башня
- Беклемишевская башня
- Петровская башня
- Вторая Безымянная башня
- Первая Безымянная башня
- Тайницкая башня
- Благовещенская башня
- Водовзводная башня
- Боровицкая башня
- Оружейная башня
- Комендантская башня
- Троицкая башня
- Троицкий мост
- Кутафья башня
- Средняя Арсенальная башня
На территории кремля расположены:
- Сенатский дворец
- Большой Кремлёвский дворец
- Потешный дворец
- Теремной дворец
- Государственный Кремлёвский дворец
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
- Арсенал (Цейхгауз)
- Оружейная палата
- Потешная палата
- Грановитая палата
- Храм похвалы Пресвятой Богородицы
- Благовещенский собор
- Архангельский собор
- Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы
- Верхоспасский собор
- Успенский собор
- Храм Иоанна Лествичника с Колокольней Ивана Великого
- Сенатская площадь
- Ивановская площадь
- Дворцовая площадь
- Соборная площадь
- Большой кремлёвский сквер
- Тайницкий сад
- Фонтан на Сенатской площади
- Памятник командирам и курсантам, павшим на полях Гражданской войны
- Царь-колокол
- Царь-пушка
Московский Кремль (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):
Московский Кремль — символ Российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий истории Российской державы. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль — один из самых больших музеев мира. В кремлёвских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища великих князей, русских царей, российские императорские атрибуты власти.
Архитектурно-градостроительный ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении столетий, и сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX веков. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля — храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания.
Словом «кремль» в Древней Руси называли центральную, укреплённую часть города. Московский Кремль, который вначале был деревянным, впервые упоминается в летописи 1156 года как «крепость Москва». В то время укреплённое поселение занимало только юго-западную часть Боровицкого холма. С возвышением Москвы и возвеличиванием великого Московского княжества росло и значение Кремля, который из обычного укреплённого центра города стал резиденцией великого князя Московского и митрополита Московского, главы церковной власти.
Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля (всего их двадцать) началось в 1485 году. Создание нового оборонительного комплекса начали с южной (выходящей к Москве-реке) стороны. В 1485 году на месте Пешковых ворот белокаменного кремля архитектором Антонио Джиларди (Антон Фрязин) из Виченцы была построена Тайницкая башня (получила название по потайному ходу, вырытому в сторону реки). Ещё через три года этим же зодчим была возведена угловая Свиблова башня. На год раньше, в 1487 году, другой итальянец, Марк Фрязин, возвёл Беклемишевскую (Москворецкую) башню у впадения реки Неглинной в Москву-реку. К началу 90-х годов XV века работы на южной стороне были полностью закончены.
Иноземец Марк Фрязин начал также работы на восточной стороне. Летописи сообщают, что он «заложи» Никольскую и Фроловскую (Спасскую) башни. В 90-х годах XV века руководство строительством стен перешло к Пьетро Антонио Солари (Петру Фрязину) из Милана. В 1490 году Солари выстроил с западной стороны проездную Боровицкую башню, а также стену между нею и Свибловой башней. С 1490 по 1495 год на северо-восточной стороне одна за другой поднялись Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная башни. В первую очередь возводились стратегически наиболее важные проездные: Константино-Еленинская, Спасская и Никольская башни с отводными стрельницами и подъёмными мостами.
Над воротами Спасской башни с обеих сторон были помещены белокаменные доски с вырезанными надписями, рассказывающими о времени сооружения башни. Одна из них, написанная по латыни, помещена над проездными воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая — над воротами самой башни со стороны Кремля. На ней славянской вязью вырезано: «В лето 6999 (1491 г.) июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».
Никольская башня, как сообщают летописи, была заложена не на старом месте, а на новой, примыкающей к Кремлю с северовосточной стороны территории. От башни стена пошла вниз по склону к реке Неглинной. Здесь в 1492 году над водным источником была сооружена угловая башня, названная Собакиной, по двору бояр Собакиных (сейчас Угловая Арсенальная).
Во время строительства укреплений в 1493 году в Кремле два раза вспыхивал сильнейший пожар, уничтоживший деревянные надстройки на башнях, кровли на стенах и временно возведённую деревянную стену от Никольской башни до реки Неглинной. Серьёзно пострадала и Боровицкая башня. Кроме того, не дожив до 50 лет, 22 ноября 1493 года умер Солари, что на некоторое время приостановило строительные работы.
В 1494 году русские послы Мануил Ангелов и Даниил Мамыров привезли из Милана Алоизио да Каркано (в русских источниках Алевиз Старый). К этому времени оставалась незаконченной северо-западная сторона кремлёвских стен, вдоль русла реки Неглинной. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) башни. В 1495 году началось возведение Троицкой. В этом же году на восточной стороне была построена Набатная башня.
Самой последней из существующих ныне появилась небольшая Царская башня. Она была поставлена на стене в 1680 году.
Кремлёвская стена в плане представляет собой неправильный многоугольник. Общая длина кремлёвских стен около 2,5 км, высота колеблется от 5 до 19 м, при этом вследствие расположения на холме высота стены (расстояние от верха стены до земли) снаружи и изнутри часто различается. Толщина стены — от 3,5 до 6,5 м.
С внутренней стороны стены на всём протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода — от 2 до 4 м. С внешней стороны его ограждают парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней — только парапет, покрытый белокаменными плитами. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2,5 м. Всего на стенах Кремля 1045 зубцов. У 27-го зубца от Благовещенской башни стена довольно значительно сдвинута вбок, можно заметить в этом месте и нарушение чередования зубцов-мерлонов. Этот сдвиг — результат вторичной постройки этой части стены в конце XVIII века. По нему можно отметить границу разрушения стены в то время. Во всех башнях есть выходы на прилегающие к ней прясла стены из этажа, находящегося на уровне платформы. Поэтому можно было обойти все стены по периметру, не спускаясь на землю.
Соборная площадь — главная площадь Кремля. Её окружают выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, церковь Ризположения, храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Ансамбль Соборной площади сложился на рубеже XV-XVI веков. К сожалению, часть застройки была уничтожена в начале ХIХ века.
Соборная площадь, одна из древнейших в Москве, играла важную роль в жизни Российского государства. Здесь с необыкновенной пышностью проводились венчания на царство, а впоследствии — коронации императоров. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных послов. В старину на площади проходили торжественные шествия по случаю церковных праздников. На Соборной площади проходили и похоронные процессии, направлявшиеся в Архангельский собор — усыпальницу великих князей московских и царей — и в Успенский собор — место погребения московских митрополитов и патриархов. Древние храмы, расположенные на Соборной площади, ныне являются музеями, где представлены ценнейшие произведения древней иконописи и декоративно-прикладного искусства. В каждом соборе уникальная коллекция, формировавшаяся в течение столетий.
В 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти был построен Успенский собор, или собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм выложен из небольших блоков белого камня, отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз лишь подчёркивают гладь стен. В 1479 году строительство было завершено и храм был освящён.
Летописец восхищался: «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотой, светлостью и звонкостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси». Собор начали украшать живописью непосредственно после окончания стройки и освящения, к 1514-1515 годам интерьер был полностью расписан. В 1481 году «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Конь» устроили в соборе трёхъярусный иконостас. В середине XVI века росписи появились на наружных фасадах собора — над южным порталом и на восточной стене.
Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных торжественных церемоний. Здесь оглашались государственные акты, присягали на верность великому Московскому князю, венчались на царство русские цари и короновались императоры. Собор служил усыпальницей митрополитов и патриархов. Успенский собор в Московском Кремле являлся главным храмом города и в течение четырёх веков служил местом проведения важнейших государственных церемоний. Здесь проходили и поставления духовных владык — митрополитов Московских.
В 1505-1508 годах напротив Успенского собора другой итальянский архитектор — Алевиз Фрязин Новый — возвёл собор во имя Архангела Михаила (Свято-Архангельский собор). До сооружения современного здания на этом месте стоял белокаменный Свято-Архангельский собор, возведённый Иваном Калитой к 1333 году на месте деревянного сооружения. После того как Иван Калита завещал похоронить себя здесь, храм стал усыпальницей великих князей Московских, а затем и царей (начиная с Петра I российских императоров погребали в Петербурге). Перед военными походами и после успешных сражений великие князья Московские приходили в родовой некрополь поклониться праху великих предков, у отцовских гробов целовали крест, чтобы «быти за один до живота». Великий князь Московский Дмитрий Донской был здесь перед Куликовской битвой, сюда же полководец пришёл сразу после одержанной победы.
Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Если Успенский собор являлся главным храмом великого княжества, а потом и государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалёку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом.
Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами. В храме находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV-XVI векам, некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублёвым, Феофаном Греком, Прохором с Городца.
Церковь Ризположения, возведённая в 1484-1485 годах псковскими мастерами, была домовой церковью главенствующих особ православной церкви, сначала московских митрополитов, а затем патриархов. Во второй половине XVII века эту роль стал выполнять храм Двенадцати Апостолов, построенный в 1656 году, а церковь Ризположения была передана великокняжескому дворцу, в связи с чем её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а над северной и западной папертями были возведены крытые галереи. В создании фресок на стенах и узких столбов внутри церкви принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов (1644 г.). Росписи изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1625 году.
Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века — были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Огромное трёхэтажное здание замкнуло ансамбль Соборной площади с северной стороны. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъёмных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати Апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое.
Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В ХIII-ХIХ веках в Патриарших палатах располагалась Московская Синодальная контора. В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте XVII столетия, включает около тысячи экспонатов. В домовой церкви Двенадцати Апостолов размещается выставка русских икон XVII века.
Ансамбль колокольни Ивана Великого расположен на границе между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля, мощной доминантой символа российской государственности, который создавался на протяжении трёх с лишним веков, с 1505 по 1815 годы, и состоит из трёх объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Возведением колокольни завершилось создание ансамбля Соборной площади. Окружённая плотно стоящими зданиями, эта площадь стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы — построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Грановитая палата была главным (парадным) приёмным залом великокняжеского дворца. Здесь проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721). На Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов Резиденции Президента Российской Федерации.
XVIII век начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали возводить Арсенал. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Ещё одна гигантская достопримечательность Кремля — Царь-колокол, отлитый по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 годах русскими мастерами И. и М. Моториными. До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооружённый по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещён у подножия колокольни Ивана Великого.
В 1810 году по указу императора Александра I в Кремле было построено здание музея, получившего название Московской Оружейной палаты. Фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями вьдающихся российских просветителей. Открытию музея помешала Отечественная война 1812 года. Москва, захваченная французами, была разграблена и сожжена, пострадал и Кремль. После окончания войны взорванные стены и башни Кремля, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого были бережно восстановлены. В 1814 году Оружейная палата была открыта для посетителей.
В 1838-1851 годах по указу императора Николая I в Кремле был возведён новый дворцовый комплекс, в который вошли Большой Кремлёвский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание апартаментов и новое, более удобное и вместе с тем более величественное, здание Оружейной палаты. Новые сооружения образовали ансамбль площади, которая получила название Дворцовой, или Императорской.
В марте 1918 года первое советское правительство переехало в Москву, которая стала столицей молодого советского государства, и разместилось в Кремле, получившем статус правительственной резиденции. Отныне Кремль был закрыт для свободного посещения. В 1929 году на территории Кремля были снесены постройки древних монастырей — Чудова и Вознесенского. В 1935 году были сняты двуглавые орлы, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, а в 1937 году на вышеназванных четырёх башнях и Водовзводной башне были установлены рубиновые светящиеся звёзды, которые стали символом Кремля советской эпохи.
С 1955 года Кремль снова стал доступен для посетителей. В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведён Дворец съездов (ныне Государственный Кремлёвский дворец). Это была последняя крупная постройка на территории Кремля. В 70-80-х годах XX века в Московском Кремле были проведены уникальные по масштабу ремонтно-реставрационные работы. В 90-х годах Кремль был включён в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 90-х годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были также включены в Список особо ценных архитектурных объектов России. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были объединены в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Московский Кремль (по материалам книги «500 мест Москвы, которые нужно увидеть / Автор-составитель В.В. Потапов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 464 с.: ил.»):
Если в разговоре упоминают центр Москвы, то у большинства это слово ассоциируется с самым сердцем города — с Кремлём: дворцом-крепостью, городом, храмом, сокровищницей.
Великолепный вид на Кремль открывается со стороны Москвы-реки. Высокие мощные стены из красного, потемневшего от времени кирпича опоясывают Боровицкий холм, на котором возвышаются великолепные дворцы, храмы, колокольни, сияющие на солнце множеством золотых куполов. Первая крепость была построена здесь во второй половине XIII века и просуществовала около 200 лет. В XIV веке были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита, увеличилось количество боярских дворов. Московский Кремль стал резиденцией великих князей и митрополитов. Позднее молодой князь Дмитрий Донской построил белокаменные стены и башни Кремля. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. В 1485-1495 годах были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория. В Московию пригласили итальянских архитекторов М. и П. Фрязиных, П. Солари, которые славились в Европе своими крепостными сооружениями. В результате стены Кремля получили современные очертания неправильного треугольника. Теперь их протяжённость вместе с башнями составляет 2235 м. Площадь Кремля стала равной 28 га. Высота стен — от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. Всего на стенах 1045 зубцов с узкими бойницами. По верху стены проходит боевая площадка шириной от 2 до 4,5 м. Позднее Кремль достраивался и перестраивался, постепенно принимая свой современный облик — облик центра государства российского.
Перенос в 1712 году столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на облике бывшей царской резиденции. Дворцы ветшали, терема горели, башни и стены разрушались. В 1773 году по проекту В. Баженова закладывается Кремлёвский дворец. В 1776-1787 годах М. Казаков строит в Кремле здание Сената. Большой урон нанесло Кремлю французское нашествие 1812 года. В 30-40-е годы XIX века меняется планировка территории Кремля: на месте старых построек по проекту К. Тона возводится Большой Кремлёвский дворец (1838-1849) и здание Оружейной палаты (1844-1851).
В 1918 году Москва стала столицей Советского государства, а Кремль — резиденцией правительства. После этого начинается восстановление исторических и архитектурных памятников. В 1937 году с башен Кремля сняли двуглавых орлов и установили на их месте пятиконечные звёзды с серпом и молотом. Вес каждой звезды равен почти 1 т. Все эти привычные глазу символы имеют свою тайну. Пропагандой было навязано, что пятиконечная звезда — это символ героя, а серп и молот — союз рабочих и крестьян. На самом деле если вверх направлен один рожок звезды, то это символ героя, а если два рожка (перевернутая звезда) — то это символ падшего ангела Люцифера. Серп — символ смерти, убийства и неминуемой гибели. Молот — знак власти над человеком, которого надо обтесать и придать ему нужный образ мыслей. И это только одна из многочисленных тайн и легенд, которые вы можете узнать о Кремле.
Информация
Адрес: Кремль, ФГБУК ГИКМЗ «Московский Кремль».
Проезд: ст. м. «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный Ряд».
И наконец, самая большая крепость России — это тоже Кремль.
Крепость по имени Кремль
Да, Кремль, который мы привыкли воспринимать как архитектурно-исторический памятник, был мощным фортификационным сооружением ещё в конце XV века наряду с кремлями других российских городов — Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Казани, Коломны, Астрахани, Смоленска. При Иване Калите построили дубовые стены, которые сгорели в 1365 году. Позже возвели белокаменные, которые простояли до 1446 года. Современные башни и стены возведены из кирпича в 1485-1495 годах итальянскими зодчими А. Фиораванти, П. Солари, М. Руффо и др. Кремлёвские стены образуют неправильный треугольник (площадь около 28 га). Общая длина стен — 2235 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. С наружной стороны стены завершаются двурогими зубцами высотой 2-2,5 м и толщиной 65-70 см, с щелевидными бойницами. Их — 1045. Высота стен до зубцов — от 5 до 19 м в зависимости от рельефа. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. 20 башен построены с расчётом вести обстрел противника вдоль стен. По углам крепости поставлены наиболее прочные круглые башни с большим сектором обстрела: Водовзводная, Беклемишевская (со стороны Москвы-реки) и Угловая Арсенальная (со стороны Манежной площади). Внутри этих башен устроены тайные ходы из крепости и колодцы для снабжения защитников Кремля водой в случае осады. Там, где к Кремлю подходили важные дороги, были построены 6 проездных прямоугольных башен с воротами: Спасская и Никольская (со стороны Красной площади), Троицкая и Боровицкая (со стороны Александровского сада), Тайницкая (со стороны Москвы-реки) и Константино-Еленинская (со стороны Васильевского спуска). Между угловыми и проездными башнями ставились глухие (непроездные) башни, предназначенные только для обороны. Внутри башни разделены на ярусы и соединены сквозными проходами по стене.
Все башни Кремля
Спасская (до звезды — 67,3 м, со звездой — 71 м), Сенатская (34,3 м), Никольская (67,1 м), Угловая Арсенальная (60,2 м), Средняя Арсенальная (38,9 м), Троицкая (76,35 м), Кутафья (13,5 м), Комендантская (41,2 м), Оружейная (38,9 м), Боровицкая (50,7 м), Водовзводная (57,7 м), Благовещенская (30,7 м), Тайницкая (38,4 м), 1-я Безымянная (34,15 м), 2-я Безымянная (30,2 м), Петровская (27,15 м), Беклемишевская (46,2 м), Константино-Еленинская (36,8 м), Набатная (38 м); Царская (настенная) башня встроена в 1680 году среди зубцов восточной стены в виде каменного шатра на четырёх столбах-кубышках (14,5 м).
Звёзды Кремля
До Октябрьской революции 1917 года самые высокие проездные башни — Спасскую, Никольскую, Троицкую и Боровицкую — украшали медные двуглавые орлы. В 1934 году их заменили красные пятиконечные звёзды. Они были сделаны из нержавеющей стали и облицованы золочёной медью. С двух сторон звёзды украшали серп и молот, составленные из уральских самоцветов. Однако вскоре звёзды потускнели, и в 1937 году их заменили новыми — из рубинового стекла на подложке из молочно-белого хрусталя с подсветкой. Звёзд стало 5: ещё одна появилась на Водовзводной башне — пять башен, пять пятиконечных звёзд, образующих пятиугольник. Рубиновое стекло закреплено в каркасах из позолоченной нержавеющей стали и укреплено на подшипниках, чтобы звёзды (размер от 3 до 3,75 м, вес около 1 т) могли выдержать сильный ветер. Оправа каждой звезды имеет свой рисунок, форма лучей у них тоже различна: у одних лучи 8-гранные, у других — 12-гранные. Кстати, снятая со Спасской башни старая звезда из самоцветов украсила шпиль здания Северного речного вокзала в Химках.
Куранты
Нельзя не рассказать о часах, бой которых мы привыкли слышать всю жизнь — и в будни, и в праздники, и на Новый год. Первые часы на Спасской башне появились в начале XVI века. В 1625 году англичанин X. Галовей и русские мастера Ждан, Ш. Жданов и А. Шумилов установили новые огромные часы, для которых К. Самойлов отлил 13 колоколов. К концу XVII века часы Галовея устарели. По заказу Петра I в Амстердаме купили новые часы с 12-часовым делением циферблата и курантами (колокольным музыкальным сопровождением). В 1851-1852 годах братья-часовщики Бутеноп установили на курантах 24 колокола. Они настроили колокола так, что те каждые три часа вызванивали мелодию гимна России «Боже, царя храни», но император Николай I велел заменить её на «Коль славен наш Господь в Сионе» и гвардейский марш Преображенского полка. При обстреле Кремля большевиками в 1917 году часы были повреждены. Кремлёвский умелец Н. Беренс восстановил их, а мастер М. Черемных перестроил музыкальный механизм курантов для исполнения «Интернационала» и марша «Вы жертвою пали». По радио бой курантов и колокольную мелодию «Интернационала» впервые передали в 1926 году. А с 1996 года куранты вызванивают гимн России. Эти часы можно назвать одним из чудес России: их механизм занимает три этажа башни и приводится в движение тремя гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода регулируется 32-килограммовым маятником, а механизм боя состоит из 10 колоколов. Общий вес механизма часов с четырьмя циферблатами — около 25 т. Диаметр циферблата — 6,12 м, высота цифр — 0,72 м, длина часовой стрелки составляет 2,97 м, минутной — 3,28 м.
Добавить комментарий