Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Адрес: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2
Иоанно-Предтеченский монастырь (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):
Близ улицы Солянки (на которой в старину торговали солью), на высоком холме стоит один из древнейших монастырей Москвы — Иоанно-Предтеченский женский монастырь (в Старых садах, на Ивановской горке, что на Кулишках).
Монастырь расположен близ слияния трёх переулков — Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Малого Ивановского и Космодамиановского (сегодня Старосадского). Но очень часто этот монастырь православные верующие называют просто — Ивановский.
Подножие монастырского холма огибает улица Солянка — старинный путь из Москвы во Владимир и Рязань. Южный склон холма, хорошо освещённый солнцем, издавна использовался для разведения садов. Поэтому, как монастырь, так и церкви, расположенные здесь, имели в своём названии выражение «в садах».
С 1654 года у монастырских стен 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) в монастырский праздник Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи, или, как его ещё называли в народе, «Ивана Постного», регулярно проводились «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». К монастырю тогда съезжались крестьяне со своим товаром со всей московской губернии. Монахини тоже выставлял на продажу свои шерстяные изделия, шитьё золотом и серебром. Монастырские рукодельницы славились своим искусством.
История не сохранила документальных свидетельств о времени основания обители. Трудно с точностью сказать, кем был основан монастырь: одни его основание приписывают великому князю Ивану III, другие — великой княгине Елене Глинской, матери Ивана Грозного; третьи — самому царю Ивану Грозному. Местность эта издавна принадлежала российскому государю, рядом были государевы сады и загородный Княжий Двор.
Впервые в исторических документах эта женская обитель упоминается в 1604 году. Монастырь существовал за счёт вкладов знатных покровителей и поддержки государственной казны. В 1700 году за Ивановским монастырем числилось 37 крестьянских дворов, в 1744 году ему принадлежали 713 крестьян.
В Смутное время монастырь подвергся полному разорению. Он горел во время пожаров в 1688 и 1737 годах, но снова отстраивался. После пожара 1748 года Ивановский монастырь прекратил своё существование, но в 1761 году по указу императрицы Елизаветы Петровны был восстановлен.
Как и Новодевичий, Ивановский монастырь служил местом заточения женщин царского дома. Здесь находились в заточении жена царя Василия Шуйского — царица Мария Петровна, вторая жена старшего сына царя Ивана Грозного, царевича Иоанна — Пелагея, в иночестве Параскева.
Использовалась обитель и как женская тюрьма. В 1768-1801 годах в Ивановском монастыре содержалась помещица Д.M. Салтыкова («Салтычиха») за жестокое убийство 139 своих крепостных людей.
После пожара 1812 года, устроенного в монастыре французами, обитель вновь прекратила своё существование, но ненадолго. В 1859 году монастырь был возрождён, при нём открылось училище для сирот, больница для монахинь всех московских монастырей, ясли для подкидышей и иконописная школа для сестёр обители.
В течение 20 лет монастырь отстраивался заново на средства богатой московской купчихи Е.А. Макаровой-Зубачевой. Участок неправильной формы был окружён высокими каменными стенами и разбит на прямоугольные и трапециевидные дворы, ограниченные переходными галереями. В центре был возведён монументальный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, завершённый огромным гранёным куполом, господствующим над застройкой всего этого городского района. По сторонам от западного фасада собора выстроили две вынесенные вперед башни-колокольни с порталом Святых ворот между ними. К востоку от собора расположился больничный корпус с церковью во имя преподобной Елизаветы Чудотворицы, в северо-западном углу монастырского комплекса появилась трапезная и келейный корпус.
В русско-турецкую войну, в 1877-1878 годах, в монастыре был открыт лазарет для раненых.
Со временем за монастырскими стенами появились погребения многих знатных родов: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.
В 1918 году Ивановский монастырь был закрыт, его помещения отдали Высшей юридической заочной школе МВД СССР. В 1980 годах в соборе монастыря находился Центральный государственный архив Московской области, восточный корпус келий принадлежал Мосэнерго, в других монастырских корпусах размещались швейная фабрика и жилые квартиры.
В 1995 году возобновились богослужения в церкви преподобной Елизаветы Чудотворицы. А 11 августа 2000 года Священным Синодом было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в котором теперь молятся и восстанавливают обитель монахини и послушницы. В главном соборе монастыря (Усекновения главы Иоанна Предтечи) ныне освящён Казанский придел, в нём ежедневно совершаются богослужения.
В монастырь вернулись его чтимые святыни: древняя чудотворная икона «Иоанна Предтечи с обручем» и икона преподобной Елизаветы Чудотворицы, хранившиеся ранее в храме Петра и Павла на Яузе.
Загадочный обруч
Сегодня пред главной святыней Иоанно-Предтеченского монастыря — иконой пророка Иоанна Предтечи, почти всегда можно увидеть очередь из паломников и верующих, которые, надев на голову медный обруч, прикреплённый к киоту иконы, молятся пред ней.
На иконе Иоанн Предтеча изображён в полный рост, во всю высоту образа, который написан в коричнево-зелёных тёмных тонах, отчего икона кажется очень древней. Справа к киоту иконы на металлической цепочке прикреплён медный обруч, который легко надевается на голову. На обруче полустертая надпись — краткая молитва ко Святому Иоанну Предтече: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас».
Этот обруч известен со второй половины XIX века. Раньше он находился там, где находится и сегодня, — в монастырской часовне, но был прикреплён к другой иконе — Усекновения главы Иоанна Предтечи.
По какому поводу был сделан медный обруч — неизвестно, мы можем только догадываться. Возможно, обруч появился как свидетельство исцеления.
Православные давно знают благодатную помощь Святого пророка Иоанна Предтечи и его силу избавлять от головных болезней. Однако по молитве к Иоанну Предтече случаются исцеления не только тяжёлых заболеваний головы, нередко происходят изменения и в образе мыслей — люди раскаиваются в своих злых поступках и начинают жить праведной жизнью.
На всём православном Востоке, а также в России давно известен обычай к православным чудотворным иконам привешивать свидетельства чуда, свершённого по молитве: драгоценности, кресты и даже специально отлитые изображения исцелённых частей тела или человеческие фигурки.
Именно так поступил преподобный Иоанн Дамаскин после чудесного исцеления его руки, отрубленной по приказу халифа. После молитвы Иоанна Дамаскина пред иконой Божией Матери его отсечённая рука вдруг чудесным образом приросла. Тогда Иоанн Дамаскин отлил из серебра образ своей отсечённой руки и привесил его к иконе Божией Матери, пред которой он молился. И с тех пор эта икона Божией Матери стала именоваться «Троеручица».
С конца 2002 года, когда икона Святого пророка Иоанна Предтечи была возвращена в монастырскую часовню, собралось множество документально засвидетельствованных чудесных исцелений больных. После молитвы пред чудотворной иконой с прикреплённым к ней обручем у одной женщины за ночь исчезла трещина в черепе (отколотый кусочек кости самостоятельно прирос на своё место), так что врачи отменили за ненадобностью ранее назначенную операцию. Причём, молясь перед иконой, женщина даже не надевала на голову обруч, лишь приложилась к нему, она просто не знала, что обруч можно надеть на голову.
У другой женщины, которая по её собственному признанию всю жизнь была неверующая, появилась опухоль головного мозга, и больной предстояла сложная операция по её удалению. По совету близких женщина пришла приложиться к иконе и её загадочному обручу, как к последней надежде. Перед операцией женщине провели дополнительное обследование, и врачи недоумевая начали спрашивать, что же больная делала — опухоль совершенно исчезла. (Обо всём этом бывшая больная рассказала настоятельнице монастыря.)
Древняя монастырская икона является и бессловесным апостолом: узнавая о чудесах исцеления, неверующие люди обращаются к вере во Христа и устремляются к Богу, как к источнику не только чудесных исцелений, но и всех жизненных сил и благ. Икона Святого пророка Иоанна Предтечи помогает человеку осознать, что здоровье и силы нельзя растрачивать впустую. Но данный Богом талант и способности нужно преумножать в делах веры, любви и милосердия, исполняя заповедь Иоанна Предтечи, записанную в Евангелии от Луки: «Сотворите же достойные плоды покаяния…»
Монахиня Досифея
Инокиня Досифея (Дорофея Августа Тараканова) — дочь императрицы Елизаветы и графа Алексея Разумовского — свою фамилию унаследовала от тётки, сестры отца. Она воспитываласъ за границей в роскоши, там она прожила до 39 лет и получила прекрасное образование. Приняв православное крещение, она была наречена Дорофеей и имела титул Августа.
Царствующая императрица Екатерина II, видевшая в княжне претендентку на престол, обманным путём вызвала Тараканову в Россию. В Петербурге Августу представили императрице Екатерине II, которая приняла её ласково, но объявила, что для блага России несчастная должна будет постричься в монахини, отвезли в Москву в Ивановский монастырь, и после пострижения она получила новое имя — Досифея.
В Ивановском монастыре монахиня Досифея жила в одноэтажном домике из двух келий с прихожей. Домик располагался рядом с надвратной церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Затворница не имела права никуда выходить, малейший шорох приводил её в ужас. К ней никто не мог прийти, и многие годы Досифея почти ни с кем не разговаривала. Монахиня много молилась, читала духовные книги, занималась рукоделием в пользу бедных. Ей было назначено большое государственное денежное содержание, которое затворница тратила на бедных.
Духовником инокини Досифеи был митрополит Московский Платон, друг её отца — графа Разумовского. После смерти Екатерины II положение Досифеи облегчилось, к ней стали допускать народ.
Монахиня Досифея скончалась 4 февраля 1810 года 64 лет от роду, пробыв в Ивановской обители 25 лет. Похоронена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре, где покоятся многие предки царственного дома Романовых.
Добавить комментарий