Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Адрес: Вологодская область, г. Кириллов, ул. Базарная
Кирилло-Белозерский мужской монастырь (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):
Преподобный Кирилл (1337-1427) уже шестидесятилетним старцем пришел на Белое озеро и пустынножительствовал тут 30 лет до своей кончины. С той поры здесь стол разрастаться монастырь, превратившийся со временем в одну из крупнейших обителей. Патриарх Никон, сосланный на Север и последние пять лет своей жизни проведший в Кирилло-Белозерском монастыре, включал его в число трёх великих крепостей наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Соловецким монастырем.
Долгое время монастырь являлся «центром излучения живой святости». Духовные проповеди и политические послания его старцев разлетались по всей Руси. «Северной лаврой» стали называть монастырь в XVII в. B это время он скорее походил на богатый посад, чем на монастырь. Плотно застроенная каменными сооружениями обитель, при которой выросла целая слобода (впоследствии город Кириллов), владела крупными земляными наделами, рыбными и соляными промыслами. Здесь работали известные духовные писатели (старец Ефросин, Пахомий Серб и др), талантливые иконописцы, резчики, кузнецы и другие мастера; находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, содержавшая рукописные книги; складывались собственные распевы духовных песнопений; родилась своя, кирилловская, школа иконописи, восходящая к преподобному Дионисию Глушицкому (1362-1437).
Hо не только местные мастера работали в обители. Главный храм — торжественный одноглавый Успенский собор, украшенный некогда полукружиями закомар, над которыми ступенчато поднимались ярусы кокошников, строили в 1497 г. ростовские каменщики во главе с Прохором Ростовским (там, где в 1397 г. освятили первую, тогда ещё деревянную, церковь обители во имя Успения Богородицы). Расписывала собор артель ярославского мастера Любима Агеева в 1641 г. Успенский собор поражал своей суровой красотой и роскошным внутренним убранством. Храмовую икону «Успение Богоматери», судя по описным книгам монастыря, написал Андрей Рублёв (правда, многие исследователи оспаривают его авторство).
Ныне изменился и облик собора (исчезла шлемовидная глава, утрачены навершия из кокошников, с севера и запада к храму ещё в 1559 г. пристроили паперти и др), и его интерьеры. Правда, реставраторам удалось спасти фрагменты фресок XVII в. После закрытия монастыря в 1924 г. на территории обители открылся историко-архитектурный музей. B 1998 г. часть монастырского комплекса передали Церкви.
Добавить комментарий