Грязи. Железнодорожный вокзал «Грязи-Воронежские»

Железнодорожный вокзал «Грязи-Воронежские»

Адрес: Липецкая обл., г. Грязи, ул. Привокзальная, д. 1

На здании размещена мемориальная доска:

С этого вокзала многократно отправлялись в поездку из родового имения Лотарево (в настоящее время село Коробовка Грязинского района) князья Вяземские:

  • Леонид Дмитриевич (1848-1909) — герой Русско-турецкой войны, генерал от кавалерии, видный государственный и политический деятель.

  • Борис Леонидович (1883-1917) — русский историк и фенолог, известный земский деятель, меценат.

  • Дмитрий Леонидович (1884-1917) — организатор и командир санитарного отряда в период Первой мировой войны, награждён боевыми медалями.

Вокзал (по материалам книги «Грязи: прогулки с краеведом / Я.А. Юдина. — Липецк, 2016. — 74 с.»):

Весной 1865 года началось строительство железной дороги от Рязани до Мичуринска. 1868 год можно считать временем основания города: именно тогда здесь прошла железнодорожная линия Москва-Воронеж. На ней построили станцию (ныне Грязи-Воронежские). Население пристанционного посёлка стало насчитывать 1300 жителей (сто семьдесят дворов).

В 1869 году отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой.

А уже 4 сентября 1886 года по новой дороге было открыто движение. Очень быстро Грязи становятся уважаемым во всей России железнодорожным узлом четырёх направлений: Московского, Царицынского (Волгоградского), Воронежского и Орловского.

Первый вокзал Грязи-Воронежские был построен в январе 1868 года. Он представлял собою рубленный деревянный пассажирский дом с мезонином II класса площадью 12,5 на 4,75 сажень. При нём была платформа длиною 90 и шириною 2,5 сажень. В первом этаже размещались общий зал I и II классов, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы. На втором этаже помещался начальник станции и была его квартира. Буквально через несколько месяцев стало ясно: придётся строить новый вокзал так как для обслуживания двух дорог Козловско-Воронежской и Елецко-Грязинской пассажирское здание очень тесное.

Было решено уширить существующее здание. В 1870 году к действующему вокзалу произвели одноэтажную деревянную пристройку размером 12 на 5 саж., то есть увеличили здание в два раза. После «уширения» вокзала (так именовалось его расширение в казённых бумагах) он стал просторнее, но вид его был не совсем обычный. Его можно считать вторым зданием вокзала. Но главного достичь не удалось. Для пассажиров вокзал был не удобен, а количество их быстро росло.

В Петербурге велись работы по проектированию нового вокзала для станции Грязи. Самое главное, что выбор проекта для строительства был сделан окончательно самим государем императором Александром II. В 1883 году вокзал вступил в эксплуатацию. На тот момент по своему архитектурному облику он был одним из лучших пассажирских зданий в России.

Для освящения вокзала был построен нефтяной газовый завод. Проект его строительства был утверждён 17 мая 1880 года. Строился он в непосредственной близости вокзала.

Новый вокзал поражал местных жителей и проезжих пассажиров своим величием и красотою, особенно ночью, освещённый множеством волшебных фонарей.

Полное представление о посёлке и вокзале в книге И.А. Родзевича «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» передаёт описание… «Грязи-Воронежские, хотя правильнее было бы назвать этот вокзал Грязи-Центральный, т.к. одновременно вокзал это служит… для трёх и 4-х направлений… Вокзал второго класса. Грандиозные залы для пассажиров I и II классов роскошный буфет; обширные мужская и дамская уборные, при первой имеется парикмахер. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в пути, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещается телеграф и почтовое отделение.»

Вокзалы г. Грязи, , , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *