Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский собор
Фото 16.06.2013:
Иоанно-Предтеченский кафедральный собор (1860-1886 гг.)
Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 6Б
Церковь Иоанна Предтечи, 1860-1886-е гг. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Храм находится в квартале между улицами Репина, Радищева (быв. Отрясихинская), Малышева (быв. Покровский пр.), Посадская, на территории Ивановского кладбища. Церковь построена в период 1846-1860 годов на вершине холма за городской заставой, возле дороги на Пермь (Московский тракт). Типичный образец русского стиля, храм был хорошо виден из многих точек Екатеринбурга и обозначал его западную границу.
Церковь одноэтажная с тремя престолами и служебными помещениями в подвале. Объёмно-пространственная композиция церкви повторяет образец из альбома проектов церквей Константина Тона. Восьмигранный храмовый объём с узкими диагональными гранями снаружи перекрыт оболочкой в виде плоского шатра. Луковичные главки с гранёными пьедесталами, поставленные на вершину шатра, и его узкие грани образуют декоративное пятиглавие.
К восточной стене восьмерика примыкает полукруглая алтарная апсида, к западной грани — притвор и паперть, перекрытая четырёхъярусной колокольней. Верхний ярус колокольни — звоны — восьмигранный с узкими и глухими диагональными гранями.
Во второй половине XIX и середине XX века первоначальная объёмно-пространственная композиция памятника преобразовывалась за счёт расширительных пристроек.
В 1886 году объём западного притвора был увеличен северным и южным приделом с подвальными помещениями. В середине XX века на месте боковых крылец появились дополнительные пристройки.
Фасадный декор наиболее старой части памятника выполнен в русском стиле и состоит из плоских лопаток, трёхлопастных и килевидных кокошников, трёхчетвертных и полуколоннок, горизонтальных тяг с сухариками.
Декор поздних пристроек более сух и эклектичен. В оконных простенках помещены изображения святых, выполненные маслом в академической манере письма.
В интерьере основное храмовое помещение перекрыто сомкнутым сводом с неравными гранями (гранёный купол). Притвор и приделы перекрыты крестовым и коробовыми сводами. Широкие проёмы связывает сам храм с алтарём и притвором. Дверные проёмы ведут из центра храма в северную и южную пристройки.
Целостность восприятия пространства главного храмового объёма нарушена консольно нависающими хорами, сооружёнными здесь во второй половине XX века. Иконостас главного храма — Иоано-Предтеченского — выполнен из дерева под позолоту с резьбой в стиле эклектики. Иконостасы придельных храмов Никольского и Во Имя Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» перенесены сюда из другой церкви и выполнены в стиле неоготики.
Один из немногих сохранившихся в Екатеринбурге образцов храмового зодчества второй половины XIX века.
Дело о постройке церкви в Екатеринбурге РГИА ф. 218, о. 4, д. 137; Дело о постройке кладбищенской церкви в г. Екатеринбурге РГИАф. 218, о. 4, д. 689; Проекты церквей, сочинённые архитектором Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Императорской академии Художеств и Членом разных иностранных академий Константином Тоном. — СПб, 1838. Дополнение 1-е с 12 чертежами. — СПб, 1844.
М.В. Голобородский
архиерейское подворье, Екатеринбург, кафедральный собор, подворье, православие, Свердловская область, собор, храм
Добавить комментарий