Архангельск. Набережная Северной Двины, дом 47 (Сурское подворье)
Фото 2012 г.:
Архангельское подворье Сурского монастыря (1905-1907 гг.)
Адрес: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 47
Здание построено в 1905-1907 годах (архитектор Ермолин). Является памятником истории и культуры регионального значения, охраняется государством.
Сурское подворье (по материалам сайта arh-eparhia.ru, информация от 04.09.2003):
Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело, как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестёр и часовня. Это описание относится к 1904 году, причём его автор, Н. Большаков, сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. Поэтому по приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме.
В июне 1906 года Батюшка Иоанн совершил закладку нового каменного здания Сурского подворья, где уже должен был быть свой храм. При этом присутствовали также Архангельский епископ Иоанникий и протоиерей Архангельского кафедрального собора отец Михаил Сибирцев (в прошлом — наставник Праведного Иоанна по Архангельской семинарии). Строительство подворья было завершено к середине октября следующего года.
Здание Сурского подворья сохранилось и поныне. Правда, за годы запустения оно изрядно обветшало. Кое-где от сырости кирпичная кладка рассыпается в труху…
А тогда, в 1907 году, оно радовало глаз. Над входом в здание была колокольня с восемью колоколами (самый большой весил 48 пудов). Ввысь, в небо, гордо вздымались три главки над храмом подворья — две маленькие и одна большая между ними.
В первом этаже подворья размешались хозяйственные службы — пекарня, кухня, просфорная и трапезная. Во втором были кельи игумений и сестёр, а также зал для приёма гостей. Третий этаж занимал храм, настоящим украшением которого был трёхъярусный золочёный иконостас. Среди образов, помещённых в нём, были иконы Апостола Иоанна Богослова, Архангела Михаила, Праведного Артемия Веркольского, а также Преподобного Иоанна Рыльского — небесного покровителя Батюшки Иоанна. Венчался иконостас иконой Воскресения Христова и Крестом. Правда, по замечанию, сделанному одним из тех, кто видел этот иконостас в день освящения Сурского подворья, «иконы местного письма — не вполне соответствуют церковному благолепию и нуждались бы в некоторых поправках».
По сохранившимся описаниям, церковь подворья «вся была изящно отделана штукатуркой, пол составлен из метлахских плиток голубого и белого цветов разных оттенков». Удивительно, что остатки этой мозаики пола сохранились, несмотря на все перепетии, и поныне… Храм Сурского подворья был тёплым, с калориферным отоплением.
Торжественное освящение здания Сурского подворья состоялось 19 октября 1907 года. К сожалению, тот кто положил основание новому подворью и на чьи средства оно возводилось, в это время был болен и не смог приехать на торжество его освящения. Поэтому по благословению Преосвященного Иоанникия, Епископа Архангельского и Холмогорского, торжественное освящение храма подворья в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» совершил протоиерей Архангельского кафедрального собора, протоиерей Михаил Сибирцев в сослужении городского духовенства. При освящении присутствовала игумения Порфирия, ряд сестёр монастыря, а также множество жителей города, для которых освящение нового храма при монастырском подворье было радостным, близким для каждого сердца, событием.
Деятельная, неутомимая игумения Порфирия потратила немало сил на подготовку этого торжества. Она руководила работами по храму, сама вышила одеяние на Престол, а также перевезла от Батюшки Иоанна иконы и другие предметы, предназначенные для Сурского подворья. А сурские монахини вышили красивые ковры для украшения церкви подворья. А одна из монахинь написала «находившуюся на аналогии» икону Божий Матери «Скоропослушницы». Накануне освящения подворья из Сурского монастыря прибыл хор под руководством инокини Валентины (впоследствии — монахини Аркадии). Таким образом, в торжестве, которое совершалось 19 октября 1907 года в Архангельске, в какой-то мере участвовали все сёстры Сурской обители.
Мы уже говорили о том, что сам Батюшка Иоанн не смог приехать на освящение Сурского подворья. Но тем не менее он сделал ему удивительный подарок «в святыню храма и в благословение насельницам подворья и обители». Этот дар представлял собой «драгоценный ковчежец, заключённый в большом дубовом футляре». В ковчежце хранились «частицы мощей 29 святых и частицы Древа Креста Христова. Эту святыню отец Иоанн получил от одного новгородского подвижника, и принявшего его в свою очередь от другого (схимника), и в течение 40 лет молился перед нею, получая утешение и отраду в скорбях». Об этом, как и о том, что ковчежец этот был привезён в Архангельск 18 октября родственником о. Иоанна, священником Иоанном Орнатским, мы знаем из старинного описания освящения Сурского подворья. Судьба этой святыни в послереволюционные годы неизвестна.
Ещё одно достопамятное для Сурского подворья событие произошло в 1913 году. Тогда его посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, будущая основательница Марфо-Мариинской обители, подвижница, принявшая в послереволюционные годы мученическую смерть вместе с другими людьми, единственная вина которых была в том, что они принадлежали к роду Романовых. Поэтому в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло её светлое имя.
Сурское подворье (по материалам книги «Путеводитель по Архангельску или нескучная прогулка по любимому городу с ироничным дилетантом / Н.Н. Харитонов. — Архангельск: ООО «АрхПресс», 2010. — 271, [1] с.»):
Сура — край икотниц. Дом в русско-византийском стиле. Военкомат всё перекрасил. Доминанта Оперной площади.
О Сурском подворье — единственном, кроме Северной Двины, омывающей сменившую шестое имя площадь, сохранившемся тут свидетелем древней истории, должно особо и с почтением.
Сура — медвежий, но не забытый Богом край Пинежья. Родина великого святого Иоанна Кронштадтского. Среди языческих пинежских икотниц и ворожей, Сурский женский монастырь — оазис и крепость православия, центральный пинежский рассадник христианства. Далеко Сура и Сурский Иоанна Богословского монастырь от Архангельска. А подворье — вот оно, на самой просторной из городских площадей. Подворье роскошно, фундаментально, основательно. По сию пору одно из самых внушительных религиозных строений города, несмотря на то, что интерьеры искажены защитной краской и пропахли армейской кирзой. В здании нынче правят бал военные, военный трибунал выносит приговоры.
Сурского подворье в Архангельске возникло в 1907 году. Благословение Иоанна Кронштадтского. История такова. Купцов фамилии Плотниковых можно считать некими архангельскими латифундистами. Семейства рода владели многими земельными наделами в центре города, особенно обожая участки на Северной Двине. Имели сии господа земли отнюдь не только с целью строительства, но и перепродажи, как вложение капиталов. Одним словом, латифундисты. Земелькой приторговывали вполне успешно. У семейства Плотниковых и куплен участок. Здесь стоял двухэтажный дом, в коем в 1902 году остановился Иоанн Кронштадтский. Святому с задатками гипнотизёра речной простор приглянулся, он и решил строить тут подворье Сурского монастыря. Начали в 1905-м, на возведение трёхэтажного здания ушло два года. Архитектор — Ермолин. Стиль русско-византийский. Три барабана с шлемовидными главами, причём главы в двухъярусных кокошниках мы с вами не увидели по причине известного пристрастия советского века к «опиуму для народа». Собственно, барабаны с шлемовидными главами должны были подчёркивать религиозность культового строения. Без них — богатейший особняк. И всё равно чувствуется храм. На третьем этаже — церковь. Средняя часть — с выделяющимся ризалитом, подчёркнутым закомарами. Что есть что разберитесь по снимку и воочию. Так на Руси строили до татаро-монгольского нашествия. Обезглавленное Сурское подворье долго, до середины советского века, оставалось главным зданием Оперной площади. С балаганами, каруселями. Вторая половина прошлого века настроила тут крытый Дворец спорта, крытый рынок, башню без архитектурных излишеств — СМП. В завершение причалила к стенке архангельской пристани здание с отголосками эха конструктивизма — Морской речной вокзал. Чем окончательно превратила часть Троицкого проспекта в параллельную Двине магистраль, от корабля Морского речного вокзала до парохода Главпочтамта. Правда, не водную, а сухопутную. Не стесняйтесь, дайте волю воображению, освободите фантазию, и всё сложится.
Https://ingenertools.ru/klimaticheskaya-tehnika/teplovye-pushki/elektricheskie_tp
https://ingenertools.ru/klimaticheskaya-tehnika/teplovye-pushki/elektricheskie_tp
ingenertools.ru
Добавить комментарий