Санкт-Петербург. Памятный знак «Троице-Петровский собор»
Памятный знак «Троице-Петровский собор» был установлен в городе Санкт-Петербурге в 2020 году. Расположен на Троицкой площади у дома №1. Представляет собой миниатюрную бронзовую копию Троице-Петровского собора, установленную на фрагменте Гром-камня, который служит постаментом памятника Петру I на Сенатской площади. Автором памятника является скульптор Павел Шевченко.
«Дело являет, каков был труд». Пётр I
Здесь провозглашена Российская империя. В 1709 году Пётр I повелел воздвигнуть первый храм Петербурга — Троицкий собор
В этом соборе 22 октября (2 ноября) 1721 года царь Пётр Алексеевич был объявлен Петром Великим, Императором Всероссийским.
В 1933 году храм был утрачен.
Памятный знак «Троице-Петровский собор» (по материалам сайта petr.spb.ru, №8 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», 2024):
Немудрено догадаться, что и Троицкая площадь, и Троицкий мост были названы по Троицкой церкви, некогда стоявшей на этом месте. 27 мая 1703 года, когда был основан Петербург, отмечали праздник Пресвятой Троицы, знаменующий начало истории вселенской христианской церкви. Сохранилось предание, что царь сам выбрал место, на котором и началось строительство. В XIX веке в соборе можно было видеть памятную доску: «Построен государем императором Петром I 16 мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы». Однако документов, подтверждающих возведение первоначальной Троицкой церкви в год основания города, до наших дней не сохранилось.
Изначально церковь была деревянной и считалась, по мнению одного из современников, самой красивой: «с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие, сами собой, через каждую четверть часа “Господи помилуй”».
Поскольку рядом строилась крепость, а с другой стороны находился домик Петра I, то царь был постоянным прихожанином этого храма, молился в нём в воскресные и праздничные дни, по будням читал Апостол и даже пел на клиросе. До постройки каменного Петропавловского собора именно Троицкий храм являлся кафедральным. В 1718 году здесь отпевали старшего сына государя, царевича Алексея Петровича. А главное, 22 октября 1721 года в нём отмечали заключение Ништадтского мира, и царь принял титул Петра Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского. Соответственно, именно отсюда можно вести отсчёт нового государства — Российской империи.
В соборе, помимо святынь, хранились предметы, сделанные Петром I: мраморный образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана, а также знамя, которое было с царем в Азовском походе.
Храм несколько раз горел. Самый сильный пожар в 1913 году практически уничтожил здание. Было принято неординарное решение. Пока шло восстановление каменной церкви, рядом возвели новую деревянную, копировавшую её формы. Собственно, она и дожила до революции и пережила её. Но ненадолго. Храм даже отремонтировали в 1923-1926 годах, поскольку признали единственным памятником деревянного зодчества XVIII века в Ленинграде, но уже в 1933 году его закрыли и разобрали. Таким образом площадь лишилась своего главного архитектурного элемента.
В конце 1990-х годов Санкт-Петербургская археологическая экспедиция провела раскопки на месте Троице-Петровского собора и уточнила его первоначальное местоположение. Найденные фундаменты были поставлены на Государственную охрану. В 2003 году, к 300-летию города, здесь появилась церковь Троицы Живоначальной, призванная стать знаком памяти о старом соборе. Но она стоит не на том месте, где находился храм, и не является его повторением. А вот как он выглядел изначально, вы можете увидеть у дома №1. Этот памятный знак был открыт в 2020 году.
Петербургский скульптор Павел Шевченко при поддержке «Газпрома» создал бронзовую копию собора, каким его видели Пётр I и его современники. Архитектурные элементы детально проработаны и дают представление об облике здания конца петровского царствования. Грубо отёсанный гранитный постамент напоминает пьедестал Медного всадника. И не случайно – это реальный осколок того самого Гром-камня, из которого был вытесан постамент Медного всадника на Сенатской площади.
Макет установили неподалёку от фундамента утраченной церкви, который и сейчас находится под тротуаром в культурном слое начала XVIII века. Воссоздать Троицкий собор на историческом месте в полном объёме невозможно, поскольку часть площади петровского времени уже застроена. Собор стоял на том месте, где сейчас находится проезд от улицы Куйбышева к Петровской набережной, здание ЛенНИИпроекта (Троицкая площадь, дом 3) и газон.
От макета мы двигаемся в сторону улицы Куйбышева. Перейдя её, мы видим решётку, отгораживающую проезжую часть от тротуара. В рисунке ограды — кормовой флаг кораблей Российского императорского флота, более известный как Андреевский. Форма его обусловлена тем, что апостол Андрей по преданию был распят на косом кресте.
Перейдя Кронверкский проспект, мы можем видеть по правой стороне историческую ограду Александровского парка. Когда-то решётка, изготовленная на чугунолитейном заводе Берда, украшала наплавной мост, который устанавливали от Летнего сада до Петровской набережной. После строительства постоянного Троицкого моста решётка и фонарные столбы были использованы для ограждения Александровского парка. Обратите внимание на фасции — пучки прутьев, перевязанных шнуром, с воткнутыми сверху топорами. Это традиционный мотив Римской империи, часто встречающийся в Петербурге. Время, революции и войны не пощадили историческую ограду, она ветшала, многие топоры просто исчезли. К счастью, ограждение Александровского парка вошло в программу Газпрома по комплексному благоустройству нашего города. Была проведена его историческая реставрация, и сегодня мы можем видеть ограду Александровского парка именно такой, какой она была при многих поколениях петербуржцев.
А мы направляемся к Кронверку мимо Петропавловской крепости.
Добавить комментарий