Екатеринбург. Храм Всемилостивого Спаса
Храм в честь Всемилостивого Спаса (Елизаветинская церковь)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 12А
Елизаветинская церковь как образец русско-византийского стиля в архитектуре, 1876 г. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Храм расположен в Чкаловском районе города, был возведён на сельской ферме Ново-Тихвинского женского монастыря в 1876 году. Автор проекта не установлен.
После событий 1917 года в здании размещался склад, после передачи его в 1994 году Русской православной церкви при храме образовался Спасский мужской монастырь. С 2007 года храм и прилежащая к нему территория принадлежат Ново-Тихвинскому женскому монастырю.
Одноглавая с четырьмя звонницами по углам четырёхстолпная церковь имеет компактный объём, квадратную конфигурацию в плане и симметричную композицию фасадов.
Входы в здание выделены объёмами крытых папертей, из центра восточного фасада выступает полукружие алтарной апсиды. Фасады расчленены гранёными полуколоннами на пять частей (прясел). Три центральных прясла завершены килевидными закомарами, крайние участки имеют горизонтальные карнизы.
Стены прорезаны двумя ярусами высоких окон, оформлены плоскими нишами, филёнками и аркатурными поясками.
Доминантой композиции церкви является центральный купол на высоком гранёном световом барабане, поставленные на углах звонницы увенчаны главками на шатровом основании.
Двусветный интерьер церкви расчленён четырьмя массивными столбами с подпружными арками на три нефа.
На востоке, в алтарной части, установлено три престола: Параскевы Пятницы, Всемилостивого Спаса и архангела Михаила.
Со стороны западного фасада на втором ярусе устроены хоры. В центре храма в пространство интерьера раскрывается световой барабан купола.
Гранитный пол и многоярусный иконостас выполнены в конце XX века.
Церковь является образцом храмового зодчества Екатеринбурга последней трети XIX века, выполненным в «русском» стиле.
М.В. Голобородский
Добавить комментарий