Воронеж. Улица Алексеевского, дом 12 (Дом Замятнина)
Дом Замятнина (1913 г.)
Адрес: г. Воронеж, ул. Алексеевского, д. 12
Здание построено в 1913 году. Является объектом культурного наследия федерального значения и находится под государственной охраной.
На здании размещена мемориальная доска:
В этом доме в 1913-1917 гг. жил первый ректор Воронежского сельскохозяйственного института, выдающийся учёный-почвовед, академик АН СССР Глинка Константин Дмитриевич (1867-1927).
Мемориальная доска установлена в год столетия Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I.
Дом Замятнина («дом с совой») (по материалам книги «Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам. / В.А. Мальцев — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. — 211 с.: 685 ил.»):
Талантливого архитектора М.Н. Замятнина вспоминают часто, а вот дом, где он жил и который выстроил по своему проекту, куда реже, несмотря на то, что это шедевр стиля модерн, и далеко не местного значения.
В 1912 году М.Н. Замятнин стал собственником одного из усадебных участков в глухом Покровском переулке. Он по собственному проекту в следующем году выстроил здесь роскошный дом и поселился в нем сам. В обиходе этот дом зовется «домом с совой». Он богато декорирован; под балконом — скульптура совы, расправившей большие крылья. Сохранились и интерьеры: лестница, лепные маски на стенах.
Замятнин Михаил Николаевич (1877-1929)
О последнем в дореволюционном Воронеже городском архитекторе М.Н. Замятнине известно многое. В начале XX века М.Н. Замятнин занимал должность городского архитектора Воронежа. Этот талантливый и весьма плодовитый зодчий за 15 лет творческой деятельности выстроил в городе четыре десятка зданий. Известны, хотя и не все, здания, им построенные: музыкальное училище, глазная больница, дом Н.Т. Шуклина с кинематографом, ныне кинотеатр «Пролетарий» и многие другие.
Дом Замятнина, 1913 год (по материалам сайта vrn-heritage.ru, от 28.08.2021):
Жилой дом архитектора М.Н. Замятнина построен в 1912-1913 г. по проекту владельца дома. Семья архитектора занимала один этаж, а другие он сдавал квартиросъемщикам. Фасад дома, выдержанный в стиле модерн, особенно отличает большая скульптура совы под балконом второго этажа (символ семейного благополучия), отчего здание более всего известно в городе как «Дом с совой». Этот символ, крайне редкий для городов Черноземья, заимствован из северной архитектуры. В левой части здания имелся арочный проезд во двор (ликвидирован).
Михаил Николаевич Замятнин (1877–1929)
Крупный воронежский зодчий. Уроженец Воронежа. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. В 1902 г. поступил на службу в строительное отделение Воронежского губернского правления. С 1910 г. работал в Воронежской городской управе: сначала вторым городским архитектором, а с 1911 г. — единоличным городским, то есть главным, архитектором. Остался в истории воронежской архитектуры прежде всего как автор крупных частных и общественных зданий в выразительных формах модерна, в особенности неоклассицизма. В их числе — охраняемые ныне памятники архитектуры: Казарма имени генерала Раевского (ул. Большая Манежная, 13), Приют имени благотворительницы Ягуповой (ул. Каляева, 19), «Юбилейная казарма» (ул. Красноармейская, 19), здание Дворянского и Крестьянского банков (ул. Орджоникидзе, 41), Волжско-Камский банк (ул. Плехановская, 10), доходный дом купца Шуклина с кинематографом (пр. Революции, 56), Александро-Мариинская лечебница (ул. Революции 1905 года, 22), дом купца Петрова (ул. Ф. Энгельса, 19), а также служебные здания первой линии трамвая (ул. 9 Января, 54, снесены в начале 2010-х гг.). М.Н. Замятнин жил в собственном доме до 1918 г.
После реквизиции дома, осуществлённой в 1919 г., в нём размещались губернские комитеты большевистской партии и комсомола.
В 1952 г. здание было восстановлено по проекту архитектора Л.В. Мордуховича как жилой 12-квартирный дом. Уже после восстановительных работ утрачены витражи из цветного стекла на лестничной клетке (в конце 1950-х гг.), скульптура русалки в начале лестницы (в начале 1980-х гг.), входная дверь в стиле модерн (в 1990-х гг.). Тем не менее, сохранились другие интерьеры, уникальные для современного Воронежа.
Добавить комментарий