Санкт-Петербург. Троицкая площадь
Фото 21.07.2011:
Фото 12.05.2015:
Троицкая площадь — одна из старейших площадей города Санкт-Петербурга. Расположена на Петроградском острове между Петровской набережной, Каменноостровским проспектом и улицей Куйбышева.
- дом №1 — Жилой дом Общества бывших политкаторжан (1929-1933 гг.)
- дом №2А — Храм-Часовня Святой Троицы (2002-2003 гг.)
- дом №3 — ЛенНИИпроект
- дом №5 — Жилой дом (1955 г.)
- Памятник жертвам политических репрессий
- Памятный знак «Троице-Петровский собор»
Троицкая площадь (по материалам сайта petr.spb.ru, №7 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», 2024):
Прежде чем выйти на площадь, обратите внимание на мощение тротуарной плиткой. Вы видите алфавит. Привычные буквы были совершенно непривычными в начале XVIII века. Порой мы забываем, что и это заслуга Петра I: гражданский шрифт, который называли ещё амстердамской, гражданской азбукой, или просто «гражданкой», — шрифт, введённый в России царём в 1708 году.
В январе 1707 года по эскизам, предположительно выполненным лично Петром, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных (А, Д, Е, Т). Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии мастера Ильи Копиевича (отсюда название — амстердамская азбука). Одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе.
В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38, их начертание упростилось и округлилось. Также вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры, но на самом деле — индийские.
Данный алфавит просуществовал до реформы 1918 года.
А мы с вами выходим на Троицкую площадь.
Если город начинается с крепости, то рядом всегда устраивается первый жилмассив. А с ним и всё инновационное и диковинное в Российской империи. Примерно на том месте, где сейчас располагается дом Кшесинской, придворный обер-кухмистер Иоганн фон Фельтен открывает первый в столице трактир, где подают невиданные доселе иноземные супы — шнель-клопсы (мясное блюдо остзейско-немецкой кухни), цвибель-клопсы (луковый суп), а также филе и лангеты. Рядом – торговые лавки, в которых продают невиданные доселе фасоны одежды.
28 июля 1710 года начался большой пожар. Поднявшийся ветер грозил перенести пламя на другие постройки. Трижды загорались крепостные ворота, потушенные только с помощью вовремя подвезённых заливных труб. Стоявшие возле Троицкой площади торговые суда «едва не все без остатка погорели». После пожара лавки перенесли ближе к Кронверку, где они позднее станут основой для Сытного рынка.
В 1713 году на Троицкой площади начали строительство первого в Петербурге Гостиного двора. По словам современника, это было «большое двухэтажное здание из фахверка, крытое черепицей, а внутри имеющее большой пустой двор». Здесь находились не только лавки и склады, но и биржа и таможня. В январе 1714 года в нём открылась первая в городе книжная лавка.
Здесь же проходила выставка образцового жилья. Пётр I желал видеть Санкт-Петербург в камне. Но поначалу это было невозможно. В связи с частыми пожарами царь указал строить мазанковые (фахверковые) гражданские сооружения. Чертежи таких домов подготовил Доменико Трезини. Местом демонстрации готовых проектов и стала Троицкая площадь. В 1711 году здесь возвели «образцовую» мазанку. Через три года в ней разместили типографию, в которой печатали первую газету «Ведомости», календари, «Книгу Марсова или воинских дел», Воинский и Морской уставы Петра I, реляции, указы и другое.
Завершилось формирование облика площади возведением самого большого в Санкт-Петербурге мазанкового здания, предназначавшегося для Правительствующего Сената и других государственных учреждений. Весной 1714 года Трезини приступил к его строительству. Согласно проекту архитектора здание должно было состоять из шести частей в два этажа каждая. Спустя четыре года она сгорело, ремонтные и отделочные работы велись в течение нескольких лет, но так и не были закончены.
На площади отмечали праздники, проводили военные парады, устраивали фейерверки и возводили первые в Санкт-Петербурге памятники победам русского оружия. Летом 1710 года соорудили пирамиду, на которой разместили взятые при штурме Выборга шведские знамёна и штандарты, в 1714 году «против аустерии подле Петровского мосту» возвели триумфальную арку в честь Гангутской победы.
8 сентября 1720 года русские галеры ввели в Неву четыре пленных шведских фрегата, а на площади состоялось торжественное шествие. Пленные шведские фрегаты несколько лет стояли поблизости — в Кронверкской протоке, где будет заканчиваться наш маршрут. Возле моста у Петербургской крепости появилась австерия «Четыре фрегата» — «главный кабак, или большая императорская таверна». В 1721 году на Троицкой площади пышно отмечали заключение Ништадтского мира.
Его хотели увековечить в Триумфальном столпе, который по замыслу Петра I должен был располагаться именно здесь. При жизни императора работа над монументом не была завершена. В настоящее время модель памятника размещена в Государственном Эрмитаже в рамках постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого».
Хочу рассказать немного подробнее об этой экспозиции. Хотя первые три её зала (а всего открыто пять залов) открылись в январе прошлого года, традиция петровских экспозиций существует в Эрмитаже уже более 250 лет. Начало ей положил в середине XIX века император Николай Первый. Нынешний проект, реализованный к 350-летию Петра Великого при поддержке Газпрома, представляет личные вещи и костюмы первого императора России, а также предметы, изготовленные им самим. Например, уникальную церковную люстру, вырезанную Петром из кости при участии других мастеров, которая хранится в специальном футляре при постоянной температуре.
Там же представлена часть личного собрания Петра I — произведения искусства, редкости, научные приборы и инструменты, привезённые Петром из его путешествий по России и Европе. Планируется, что вся экспозиция будет расположена в 11 залах надворной части Зимнего дворца и будет также включать в себя залы, посвящённые культуре и искусству России во времена правления дочери Петра — императрицы Елизаветы Петровны как продолжательницы дела своего отца.
После смерти Петра I центр Санкт-Петербурга переместился на Адмиралтейский остров. Одно за другим разобрали деревянные и мазанковые здания. Петербургская сторона — именно так она тогда называлась — постепенно превратилась в городскую окраину. Новая жизнь пришла сюда только в начале ХХ века, когда Троицкий мост связал остров с центральной частью города. А нам самое время ознакомиться с макетом Троицкого собора.
Добавить комментарий