Площадь Островского — одна из центральных площадей города Санкт-Петербурга. Расположена между Невским проспектом, Аничковым садом, Александринским театром и зданием публичной библиотеки.
На площади расположены:
- Екатерининский сквер
- Памятник Екатерине Великой
- Павильон Росси (в саду Аничкого дворца на пересечении Невского проспекта и площади Островского)
- Павильон Росси (в саду Аничкого дворца со стороны площади Островского)
- Александринский театр
- Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
- Здание Министерства народного просвещения
- Здание Русского музыкального общества
- Здание городского кредитного общества
- Памятник дворнику
- Дом Басина
- Здание публичной библиотеки
Площадь Островского (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):
В нескольких шагах от Гостиного двора расположена одна из красивейших площадей Петербурга — площадь Островского (бывшая Александринская). Это последний архитектурный ансамбль К. Росси, его лебединая песня. Проект оформления площади зодчий создал в 1816-1818 гг., а осуществил в 1820-1830-е гг.
С трех сторон площадь обрамляют здания Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека), Александринского театра (ныне театр им. А.С. Пушкина), по наименованию которого и получила когда-то название площадь, а также ограда сада Аничкова дворца с двумя павильонами.
Здания Публичной библиотеки возводились в течение столетия. Инициатором ее создания выступила императрица Екатерина II. Первый корпус — угловой — был построен в 1796-1801 гг. В 1829-1834 гг. по проекту К. Росси воздвигли здание, гармонично слившееся с уже существующей постройкой и обращенное фасадом на площадь. Комплекс зданий Публичной библиотеки со временем расширился: в 1859-1861 гг. архитектор В. Собольщиков возвел читальный зал; в 1896-1901 гг. архитектор Е. Воротилов пристроил угловое здание.
На противоположной стороне площади находятся два изящных павильона, созданных Росси во время благоустройства территории Аничкова сада в 1816-1818 гг.
Основную же роль в архитектурном облике площади играет здание Александринского театра, названного так в честь жены императора Николая I. Готовясь к его постройке, Росси провел титаническую работу — сохранилось 20 вариантов плана сооружения. Окончательный проект был утвержден 5 апреля 1828 г. Прямоугольное в плане здание расположено в глубине площади и обращено главным фасадом на Невский проспект.
Почти вся площадь перед зданием Александринского театра была занята сквером, разбитым в 1820-1832 гг. по проекту Росси. В 1873-1880 гг. сквер перепланировали, посадили деревья, и их разросшиеся кроны почти полностью скрыли фасад замечательного здания от обзора со стороны Невского проспекта. В 1873 г. в сквере открыт памятник Екатерине II. Его проект разработал М.О. Микешин — автор знаменитого монумента «Тысячелетие России» в Новгороде.
Площадь Островского (по материалам книги "Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с."):
Площадь вокруг Александрийского театра, как и сам театр, создана по проекту Карла Росси в 1829 году на территории, принадлежавшей Аничкову дворцу, и первое время называлась Аничковской, или Новой. 13 августа 1832 году ей присвоили имя Александрийская. Иногда площадь называли Театральной или площадью Александрийского театра. 6 октября 1923 года ее переименовали в площадь Писателя Островского, в честь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886), пьесы которого часто ставились в театре. Слово «Писателя» из названия площади очень быстро выпало.
- Александрийский театр
- Екатерининский сквер
- Памятник Екатерине II
- Дом №2 — дом Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (управление Октябрьской железной дороги), образец неоклассицизма 1910-х годов (левый и центральный корпуса — новоделы 1990-х годов)
- Дом №5 — дом Басина, один из лучших образцов русского стиля
- Дом №6 — Музей театрального и музыкального искусства
- Дом №7 — Санкт-Петербургское городское кредитное общество, образец неоренессанса.