Санкт-Петербург. Авторский маршрут Валентины Лелиной «Обводный канал»
- Проект: «Маршруты наследия»
- Полная версия экскурсии: obvodnyj-kanal-marshrut.pdf
- Буклет: obvodnyj-kanal-buklet.pdf
Обводный канал. Авторский маршрут Валентины Лелиной
Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остаётся здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это ещё и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект. По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного. Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в её развитии с обеих сторон было равным.
«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нём… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, – разница лишь в «материале», в котором находит воплощение творческий порыв их жизни». Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственнокультурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный
канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.
Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяжённость более 8 км). Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении. Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.
История строительства Обводного канала делится на два периода – конец 1760-х – 1770-е годы и 1805-1833 годы. Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил так же санитарной защитой города в случае эпидемий.
К концу XVIII века городская застройка уже значительно продвинулась за Фонтанку, служившую пограничной чертой Петербурга. Кроме усадебных участков по Фонтанке, здесь располагались обширные слободы гвардейских полков – Измайловского, Семёновского и Преображенского. По южным границам участков Семёновского и Измайловского полков, была проложена трасса канала, или выгонного рва. К его строительству приступили в конце 1760-х годов, и к концу 1770-х годов он был доведён почти до Лиговского канала.
Второй этап строительства начался в 1805 года по указу Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную магистраль, соединявшую Неву со взморьем, минуя её дельту и городской центр. Строительству канала сопутствовали сложные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, устройства нового русла реки Монастырки и другие. Руководство работами было поручено генерал-лейтенанту И.К. Герарду.
Работы, прерванные Отечественной войной 1812 года, были продолжены в 1816-1821 годах. Завершением строительства канала руководил известный инженер, генерал-майор П.П. Базен. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. Он представлял сложное для того времени гидротехническое сооружение с земляными откосами, укреплёнными шпунтовым рядом и булыжной бермой. Через канал были перекинуты чугунные и деревянные мосты, выполненные по новейшим проектам, в том числе мост-акведук, по которому протекал Лиговский канал над Обводным каналом. Около Александро-Невской лавры канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. С той же целью в 1840-х годов был прорыт Г-образный бассейн или ковш.
Ко времени открытия судоходства северный берег канала был достаточно освоен. На планах того времени выделяются большие корпуса Измайловских провиантских магазинов (1819-1821 гг., арх. В.П. Стасов), ямская слобода, где близ канала находилась Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней, комплекс Духовной академии (главное здание – 1817-1821 гг., арх. Л. Руска, И.И. Шарлемань 1-й). На южном берегу кроме П-образного здания Скотопригонного двора (1823-1826 гг., арх. И.И. Шарлемань 1-й) обозначены обширные пустые участки.
Новая судоходная магистраль способствовала развитию города. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды; кроме того, это была удобная и дешёвая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий. Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады. При строительстве Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены путепроводы. К заводским постройкам в середине XIX века добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов, церковь св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка. В начале XX века возле Варшавского вокзала была построена церковь Воскресения Христова с высокой колокольней. Эти здания акцентировали застройку берегов канала. Но по-прежнему в формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса. В первую очередь это относится к колоссальным по протяжённости (более 500 м) зданиям Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеры Главного газового завода, здания и трубы Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, элеватор в невском устье канала – все эти комплексы производственных построек создали характерную для Обводного канала архитектурную среду.
Строительство промышленных предприятий повлекло за собой формирование вокруг них жилых кварталов для рабочих с объектами социальной инфраструктуры – больниц, клубов, кинематографа, ночлежных домов. Реже возводились традиционные доходные дома, предназначавшиеся для сдачи квартир внаём. Вдоль северного берега канала между Московской железной дорогой и рекой Монастыркой были построены протяжённые здания казарм Сводного казачьего полка.
В сознании петербуржцев Обводный канал был мрачной промышленной окраиной города. Дымил газовый завод, трубы электростанции, заводов и фабрик. При юго-западном ветре канал обволакивали удушливые запахи мыловаренного и костеобжигательного заводов. Сладковатый запах солода доносился со стороны Калинкинского пивоваренного завода и завода Ивана Дурдина. Сквозь дым бесконечных труб котельных тускло светились керосиновые и газовые фонари, окна гигантских фабрик, казарм рабочих, кабаков и лавок. Берега канала были захламлены, здесь часто ночевали нищие и бродяги. По утрам вдоль длинных корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на работу поденно.
Художник Добужинский оставил воспоминания об этом районе: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и «мелкие бесы», и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши».
Эта образная характеристика историко-архитектурной среды Обводного канала оставалась за ним на протяжении всего XX века, несмотря на многочисленные преобразования в области нового строительства и благоустройства набережных.
В 1930-е годы на месте мастерских Варшавского вокзала был построен Завод подъёмнотранспортного оборудования. Тогда же построили завод «Металлист», Молочный комбинат №1, Завод стандартного домостроения и другие предприятия. Рядом с заводами строились клубы, детские сады, школы, жилые дома. Новой доминантой в панораме Обводного канала стало здание Фрунзенского универмага (1934-1938 гг., арх. Е.И. Катонин, Л.С. Катонин).
В 1930-е годы значительная часть деревянных мостов через Обводный канал была
заменена на более современные и начались работы по расширению и архитектурному оформлению берегов канала с возведением каменных подпорных стен. Были построены железобетонные арочные Шлиссельбургский, Ново-Калинкин, Ново-Петергофский мосты. От Ново-Калинкина моста до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского моста до Лиговского проспекта берега канала были укреплены бетонированной стеной и устроено мощение набережных диабазом.
В послевоенный период (1950-е гг.) продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных Обводного канала. Из построек этого времени можно отметить гигантский элеватор на ковше.
В 1960-е – 1970-е годы на набережных было возведено несколько жилых и производственных зданий-«коробок», резко противоречащих сложившейся архитектурной среде. При том, что застройка по каналу неоднородна, она имеет определённую цельность и ряд зданий – автовокзал, производственный корпус «Дагвино», новый корпус НПО фанеры, явно диссонируют с окружающей архитектурной средой.
К концу XX века образный архитектурный ряд Обводного канала во многом изменился по сравнению с его началом. Утрачена церковь св. Мирония, засыпан Введенский канал, соединявший Обводный с Фонтанкой. Засыпана река Таракановка. С засыпкой Лиговского канала был реконструирован мост-акведук. Многие производственные здания в настоящее время перепрофилированы – корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры, часть корпусов «Треугольника». Иные здания пустуют или используются бездарно – газгольдеры Газового завода.
Вместе с тем архитектурная среда набережных канала по-прежнему остаётся очень индивидуальной с преобладанием промышленной темы. Краснокирпичные здания с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями доминируют в застройке. Канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную магистраль.
В настоящее время ведутся разработки по дальнейшему преобразованию канала как одной из главных транспортных артерий города, включающих важные транзитные узлы: вокзалы, метро, развязки. Рассматриваются различные варианты устройства новых развязок в разных уровнях, в том числе его засыпка и возможность прокладки транспортной трассы по дну русла канала. Но кроме своего утилитарного назначения Обводный канал играет важную историко-архитектурную роль, как своеобразный, характерный район Петербурга. Многие здания и сооружения по его берегам находятся под охраной государства, являясь памятниками истории и культуры. Сам канал также представляет историческую ценность как значительное инженерное гидротехническое сооружение XIX века. Поэтому утрата водного пространства канала нанесёт значительный ущерб его историко-архитектурному облику. Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, создавая особую атмосферу и образный ряд этой части города.
- Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л.Е. Кенига (Лифляндская ул., 3)
- Калинкинский пивоваренный завод (Курляндская 48-50; ул. Степана Разина 6, 8, 9-13; Рижский пр., 80)
- Российская бумагопрядильная мануфактура («Веретено») (наб. Обводного канала, 223-225)
- Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (в советский период «Красный треугольник») (наб. Обводного канала, 134, 136, 138)
- Пивоваренный завод И. Дурдина (Курляндская ул., 28)
- «Казенный очистной винный склад №4» (наб. Обводного канала, 199-201)
- «Измайловские провиантские магазины» (наб. Обводного канала, 167, Лермонтовский пр., 54)
- Здание Балтийского вокзала (наб. Обводного канала, 120, лит. Б)
- Здание Варшавского вокзала (наб. Обводного канала, 118)
- Церковь Воскресения Христова (наб. Обводного канала, 116, лит. А)
- Паровозное здание (Митрофаньевское шоссе, 2, корп. 9, лит. В)
- Скотопригонный двор (Московский пр., 65)
- Водочный завод «Келлер и Кº» с дымовой трубой (б. дом Е.Т. Цолликоффера) (наб. Обводного канала, 92)
- Фрунзенский универмаг (наб. Обводного канала, 129, Московский пр., 60)
- Электростанция Общества электрического освещения 1886 года (наб. Обводного канала, 76)
- Главный газовый завод Общества столичного освещения (Завод «Композит») (наб. Обводного канала, 74)
- Церковь во имя святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (наб. Обводного канала, 99 (утрачена))
- Электростанция Московско-Виндаво-Рыбинской (Царскосельской) железной дороги (наб. Обводного канала, 70 (старый адрес: 66))
- Новая бумагопрядильная мануфактура. Главный прядильный корпус с металлической оградой (Боровая ул., 47, наб. Обводного канала, 60)
- Пересечение Обводного канала с Лиговским проспектом
- Американские мосты через Обводный канал
- Комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (наб. Обводного канала, 21-39)
- Центральная электрическая станция городского трамвая (АООТ «НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова») (Атаманская ул., 3)
- леватор Акционерного общества товарных складов (наб. Обводного канала, 2)
- Санкт‑Петербургская Духовная академия (наб. Обводного канала, 7, 7А, 7Б, 11)
2015 г.
Источник статьи: kgiop.gov.spb.ru
Добавить комментарий