Екатерининский парк (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Единое композиционное целое с Екатерининским дворцом составляет Екатерининский парк. Его регулярная часть (Старый сад) разбита перед восточным фасадом дворца. Парк расчерчен сетью симметричных аллей, имеет небольшие пруды. Особенность парков Царского Села — украшение их архитектурными произведениями малых форм, а также монументами.
Павильон Верхняя ванна (арх. И.В. Неелов, 1770-1780) выполнял функции бани для царской семьи, Нижняя ванна (арх. И.В. Неелов, 1778-1779) — для придворных. Павильон Грот (арх. Растрелли, 1749-1761) расположен на берегу Большого пруда (площадь 16 га), примыкающего к регулярному парку с юга. Украшение небольшого одноэтажного здания — лепная скульптура на тему водной стихии и ажурные кованые решетки.
С юго-востока Старый сад окружают три каскадных пруда. Между первым и вторым прудами в 1771 г. установили Морейскую колонну — в честь победы русских войск на полуострове Морея в Средиземом море. Она имеет высоту 7 м и возвышается на четырехгранном постаменте. Венчает колонну обелиск с рострами.
В юго-восточном углу Екатерининского парка находится еще одно мемориальное сооружение — Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (арх. В. Стасов, 1817). Они возведены в честь русских солдат, победителей в войне 1812 г.
Центральная аллея, проходящая через всю регулярную часть парка, носит название Эрмитажной, так как ведет к павильону Эрмитаж (арх. М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Б. Растрелли, 1744-1756). Это уникальный памятник садово-парковой архитектуры XVIII в. Его композиция сложна: центральное помещение в плане восьмиугольное, завершается куполом; к нему примыкают два двухэтажных квадратных в плане флигеля, соединенных с главным помещением двухэтажными галереями-переходами. Растрелли, подключившись к работам в 1749 г., переработал фасады Эрмитажа — богато украсил их колоннами, фронтонами, пилястрами, скульптурами, что сделало его похожим на Екатерининский дворец.
Недалеко от Эрмитажа располагается композиционно связанная с ним Эрмитажная кухня — небольшое кирпичное здание, в центре которого устроена сквозная арка с башенкой.
Регулярная часть Екатерининского парка украшена многочисленными скульптурами. Мраморные статуи, изображающие персонажей античной мифологии, изваяны итальянскими скульпторами XVIII в.
В последней трети XVIII в. началось оформление необычайно живописного пейзажного парка, центром композиции которого стал Большой пруд с многочисленными искусственными островами. Постройки на островах использовались в хозяйственных и культурных целях: в «Зале на острову» играл оркестр, в Адмиралтействе (арх. В. Неелов, 1773-1777) содержали водоплавающих птиц и хранили лодки.
Одна из самых замечательных мемориальных построек Царского Села — Чесменская колонна (арх. А. Ринальдини, 1774-1776). Она посвящена победе русского флота в войне с Турцией 1768-1774 гг., когда во время решающего сражения в Чесменской бухте Эгейского моря в ночь на 26 июня 1770 г. русские корабли, по словам адмирала Спиридова, «неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге… господствующими». Чесменская колонна (высота 25,5 м) сложена из разноцветных мрамора и гранита. Четырехгранный пьедестал колонны установлен на мощном гранитном основании в виде усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из воды. Колонну украшают шесть мраморных ростр, разных по форме и размеру, на ее вершине сидит бронзовый орел, держащий лапами турецкий полумесяц.
Во второй половине XVIII в. в русской архитектуре намечается историзм — копируются стили прошлых лет: неоготика, турецкий (тюркери), китайский (шинуазри), становится модным обращение к архитектурным формам Китая и Турции. В Царском Селе примерами турецкого стиля могут служить Турецкий (Красный) каскад (арх. В. Неелов, 1770-е гг.), Турецкая баня (арх. И. Монигетти, 1850-1852). Турецкая баня — оригинальный парковый павильон, использовавшийся как баня; построен в честь победы России в войне с Турцией 1828-1829 гг. Имеет форму мечети; трехъярусный минарет венчает полумесяц. Интерьер богато украшен, в том числе мраморными плитами со стихотворениями, вырезанными арабской вязью, — военными трофеями, некогда украшавшими баню султана.
Одна из лучших построек В. Неелова — Мраморный мост (1770-1776) через протоку, связывающий Большой пруд и озеро с так называемыми Лебедиными островками. Опорная часть моста несет на себе восьмиколонную галерею, на концах которой находятся арочные павильоны. Обе боковые лестницы украшены мраморной балюстрадой. Образцом для Неелова послужил проект моста, разработанный итальянским зодчим эпохи Возрождения А. Палладио (отсюда второе название моста — Палладиев), который он творчески переработал.
Недалеко от Мраморного моста и Турецкой бани расположена Пирамида — гранитная беседка в виде египетской пирамиды. Ее создал Неелов в 1773 г. и перестроил Камерон в 1781 г. Внутри пирамиды — восьмигранный зал со сферическим куполом, в стенных нишах которого размещалась коллекция подлинных античных урн и ваз (ныне в Эрмитаже).
На южной окраине Екатерининского парка в начале Гатчинской дороги находятся Орловские (Гатчинские) ворота (арх. А. Ринальдини, Дж. Кваренги, 1771-1782) — единственная постройка, прославляющая гражданские заслуги, а не военные победы. Ворота установлены по приказу Екатерины II в честь графа Г.А. Орлова, возглавившего в Москве действия по ликвидации эпидемии чумы в 1771 г. Ворота представляют собой однопролетную триумфальную арку высотой 15 м. Проем ворот закрыт ажурной кованой решеткой. Ринальдини выполнил их в дереве, а в 1778-1782 гг. Кваренги перестроил, использовав разноцветный мрамор.
Недалеко от ворот в 1771-1773 гг. Ю. Фельтен соорудил Башню-руину — оригинальную постройку, намеренно декорированную выбоинами, руинами и т.д. Башня с беседкой наверху соединена с каменной аркой. Подняться к башне можно по искусственной земляной насыпи, в начале которой в 1780 г. Фельтен установил Готические ворота, придавшие постройке особый колорит.
Одна из самых популярных достопримечательностей Екатерининского парка — фонтан «Девушка с кувшином» (другое название — «Молочница»). Он устроен в 1816 г. у берега Большого пруда, в том месте, где из земли бьет единственный в парке родник. Авторы фонтана — архитектор Л. Руска и инженер А. Бетанкур. Скульптуру отлил П. Соколов. Фонтан необычайно известен благодаря тому, что его воспевали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, И.Ф. Анненский, А.А. Ахматова и другие поэты.
Парадная прямая Рамповая аллея проложена в северо-западной части парка. Она начинается от Пандуса Камероновой галереи и пересекает парк почти по всей его ширине. В центре аллеи сооружена Гранитная терраса (арх. Л. Руска, 1808-1810). Ее стены выложены из розового и серого гранита. По обеим сторонам устроены лестницы, а венчает сооружение балюстрада. В середине XIX в. на балюстраде были установлены 14 копий известных античных статуй — Диана, Венера Медицейская, Фавн с козленком, Апоксиомен, Аполлон Бельведерский и др.
В северо-западной части парка построек не меньше, чем в Старом саду и в районе Большого пруда. Среди них заслуживают упоминания павильоны Вечерний зал (арх. П. Неелов, Л. Руска, 1796-1811), Концертный зал и служебное помещение при нем — Кухня-руина (арх. Дж. Кваренги, 1788), памятник А. Ланскому, фавориту Екатерины II, и Кагульский обелиск (арх. А. Ринальдини, 1771-1772), возведенный в честь победы над турками при реке Кагуле.
Элементы китайского стиля характерны для Китайской (Скрипучей) беседки (арх. Ю. Фельтен, 1778-1786), Большого каприза и Малого каприза (оба — арх. В. Неелов, 1770-е гг.), находящихся недалеко от Подкапризовой аллеи, разделяющей Екатерининский и Александровский парки.