Пушкин. Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Адрес: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. ​Садовая, д. 9

Екатерининский дворец (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

Нынешний облик Екатерининский дворец получил благодаря перестройке, произведенной Б.Ф. Растрелли в 1751-1756 гг. Зодчий, по существу, создал новое здание, включив в него старые сооружения: переработал планировку, оформил фасады и интерьер, придав им черты барочного стиля, выровнял высоту корпусов, увеличил церковь в восточной стороне дворца и сделал ее пятиглавой. В итоге дворец приобрел огромные размеры: длина его фасада составляет 325 м!

Центральное здание и прилегающие к нему флигели отличаются симметричностью и гармонией композиции. Возле дворца находятся одноэтажные служебные корпуса, выстроенные в форме полукружия, — циркумфенции. Между ними и главным, западным фасадом Растрелли оформил парадный двор, окружив его декоративной решеткой, изготовленной по рисунку самого архитектора. Особенно нарядно выглядят Парадные ворота: это настоящее кованое кружево.

Екатерининский дворец — одна из вершин русского барокко. Растрелли украсил фасады необычайно богато, искусно сочетая колонны, пилястры, портики, фигуры атлантов, разнообразные картуши и маскароны. Цветовая гамма фасадов создает дополнительный декоративный эффект: стены окрашены в бирюзовый цвет, колонны, пилястры и наличники — в белый, капители, атланты, картуши и другие лепные детали вызолочены.

Интерьеры Екатерининского дворца оформлены в барочном стиле. Многообразны приемы их украшения: сдвоенные позолоченные колонны, резьба, скульптура, на потолках — живописные плафоны, полы покрыты наборным паркетом со сложным рисунком. Особую декоративную нагрузку несут печи, облицованные изразцами с синим орнаментом. На втором этаже здания Растрелли оформил так называемую Золотую анфиладу — комплекс парадных помещений, окна которых выходят на парадный двор. Все комнаты отличаются богатым убранством, но особое место среди них принадлежит Большому залу — главному помещению дворца, одному из лучших произведений Растрелли. Площадь его — 850 кв. м. Свет поступает через огромные двухъярусные окна, а в зеркалах, установленных в простенках, отражается искусная резьба, покрывающая все свободное пространство стен. Убранство зала дополняют наборной паркет из дорогих пород дерева и 700 свечей в резных жирандолях. Это помещение использовалось для проведения государственных приемов, роскошных балов и маскарадов.

Большую роль в жизни двора играли парадные обеды и ужины, продолжавшиеся по 5-6 часов. Столовые (а их было несколько — Парадная Белая, Кавалерская, Зеленая) были роскошно оформлены и обставлены. Украшением Белой столовой служат резные панели, изразцовая печь, картины придворного живописца И. Гроота.

В Картинном зале хранится более 130 полотен западноевропейских мастеров. Они занимают почти все пространство южной и северной стен: Растрелли применил здесь сплошную, шпалерную развеску картин.

Самым знаменитым украшением Екатерининского дворца является уникальная Янтарная комната. Она получила свое название из-за того, что украшена мозаичными янтарными панно, изготовленными в Пруссии в начале XVIII в. по заказу короля Фридриха I. Замысел оформления интерьера янтарем принадлежал знаменитому немецкому архитектору Андреасу Шлютеру, а осуществили его немецкие мастера. Завершить работы помешала смерть Фридриха I в 1713 г. Фридрих-Вильгельм I не проявил интереса к этому проекту и в 1716 г. подарил Янтарную комнату Петру I в качестве дипломатического презента. В 1740-х гг. Янтарный кабинет украшал один из интерьеров Зимнего дворца. В 1755 г. Елизавета Петровна пригласила Растрелли оформить Янтарную комнату в Царском Селе. Хрупкие янтарные панно и детали убранства отряд гвардейцев на руках перенес из Санкт-Петербурга в Царское Село. Так как помещение в Екатерининском дворце по своей площади намного превышало размеры Янтарной комнаты, пришлось приложить немало усилий, чтобы найти наиболее выгодное расположение панно. Свободную часть стен было решено затянуть холстом, расписанным под янтарь (худ. И. Бельский). Украшением комнаты стали также пилястры с зеркалами и деревянная позолоченная резьба.

Во второй половине XVIII в. холсты постепенно заменили вновь изготовленными янтарными панно, нижний ярус стен также был украшен новыми панелями. Эти работы выполняла специально созданная в Царском Селе янтарная мастерская. Убранство комнаты дополняли украшенная янтарем мебель и китайский фарфор. Здесь была размещена уникальная коллекция изделий из янтаря.

Во время оккупации города немецко-фашистскими войсками Янтарная комната была похищена и вывезена в Германию. До 1944 г. она экспонировалась в Кенигсбергском замке. Во время отступления немецких войск комнату вывезли в неизвестном направлении. С тех пор ее следы затерялись. Со временем удалось обнаружить лишь несколько предметов интерьера комнаты. Специалисты-реставраторы ведут работу по ее воссозданию.

Изящностью и оригинальностью оформления отличаются Парадная опочивальня, Портретный зал, Малиновая и Зеленая «столбовые», Предхорная, парадный кабинет Александра I, Церковный зал, а также так называемая Малая анфилада — жилые покои членов императорской семьи. В XIX в. часть залов получила оформление в стиле классицизма.

К Зубовскому корпусу, южному флигелю Екатерининского дворца, в 1780-1785 гг. был пристроен ансамбль, созданный выдающимся зодчим Ч. Камероном и включающий в себя павильон с Холодной баней и Агатовыми комнатами, Камеронову галерею, Висячий сад и Пандус.

Дворцы г. Пушкина, , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *