Елец. Привокзальная улица, дом 23 (Железнодорожное училище)
Фото 21.04.2019:
Здание первого в России железнодорожного училища (1869 г.)
Домовая церковь св. Александра Невского
Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Привокзальная, д. 23
Здание первого в России железнодорожного училища построено в 1869 году. Является объектом культурного наследия регионального значения и подлежит охране государством.
Паспорт памятника истории и культуры России «Здание первого в России железнодорожного училища» (По материалам сайта gosdirekcia.ru, от 10.07.2019):
Техническое железнодорожное училище имени Императора Александра II было основано по инициативе известного железнодорожного деятеля С.С. Полякова. Это было первое в России специальное учебное заведение, готовившее средний технический персонал для железнодорожного транспорта: начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов.
Для училища был построен целый комплекс строений. Главный корпус с домовой церковью во имя Александра Невского был построен в 1869 году, другие здания: каменные учебные мастерские и общежитие на 70 мест, деревянные дома для начальника и служащих училища, баня, ледник были выстроены к 1871 году. На территории училища, занимавшей площадь 1,33 га, был разбит сад с фонтанами, сооружён гимнастический городок. Kомплекс строений училища обозначен на плане усадьбы Александровского Елецкого технического железнодорожного училища 1893 года. Фотографии с изображением всех училищных зданий конца XIX века и их интерьеров хранятся в библиотеке Елецкого техникума железнодорожного транспорта.
В 1891 году училище со всеми постройками и капиталом (в размере 30 тысяч рублей серебром, проценты с которого шли на содержание училища) передано сыном учредителя училища Д.С. Поляковым в ведомство Министерства путей сообщения. В училище принимались лица в возрасте 14-18 лет, в основном дети железнодорожных служащих. Численность учащихся в разные годы составляла от 90 до 100 человек. Ежегодно выпускалось более 30 специалистов. Наряду с общеобразовательными предметами большое внимание уделялось практическим работам в мастерских. Обучение продолжалось 3 года, после чего учащиеся проходили обязательную двухлетнюю практику на железной дороге по соответствующей специальности.
От комплекса «Первого технического железнодорожного училища имени императора Александра II» сохранились главный учебный корпус (состоящий на охране государства как памятник истории «Здание первого в России железнодорожного училища») и учебные мастерские (выявленный объект культурного наследия).
Здание учебных мастерских было выявлено в процессе работы над паспортом и представляет интерес как одно из сохранившихся зданий первого в России железнодорожного училища. Оно сооружено в стилевых формах эклектики, является образцом постройки последней трети XIX века, выполненной для технического учебного заведения. Здесь располагались столярные, слесарные и кузнечные мастерские.
Храм святого благоверного князя Александра Невского (По материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):
Храм св. Александра Невского сегодня мало известен даже ельчанам, поскольку он не имел отдельного здания и являлся домовой церковью Александровского железнодорожного училища.
Находился храм в двусветном зале второго этажа училищного здания, куда можно было попасть по широкой каменной лестнице с чугунными перилами. Из коридора второго этажа двупольная дверь вела в помещение церкви, занимавшей большую прямоугольную комнату с эркером, в котором размещался алтарь. Храм вполне вмещал учащихся в количестве 75 человек и преподавательский состав.
Устроена церковь была на средства строителя Орловско-Грязинской железной дороги Самуила Полякова. Основные работы по отделке помещения храма проходили в 1882 году. В ноябре т.г. завершили изготовление иконостаса, планируя установить его к февралю 1883 года, но не хватало 2-х тысяч рублей, которые руководство училища решило просить у С.С. Полякова. Начальник училища — инженер-механик Григорий Михайлович Вильгельминин — пожертвовал в храм две иконы в резных дубовых киотах — св. Иоанна Воина и св. Георгия Победоносца, а также икону «Моление о Чаше».
Церковь освятили во имя св. князя Александра Невского в мае 1883 года. Она не имела своего прихода и считалась приписной к городской Троицкой церкви, находившейся неподалёку в Засосенской части Ельца. Самостоятельного штата священно- и церковнослужителей в ней не было, и богослужения в «воскресные, праздничные, двунадесятые и высокоторжественные дни» совершались причтом Троицкого храма поочерёдно».
С 1 июля 1908 года церковным старостой храма являлся заведующий учебными мастерскими училища, техник путей сообщения, надворный советник Владимир Александрович Комаров.
Храм св. Александра Невского был закрыт сразу же после революции в числе других домовых церквей различных учреждений города. Сегодня в здании первого в стране железнодорожного училища располагается Елецкий техникум железнодорожного транспорта, а в светлой зале на втором этаже, где некогда проходили богослужения, — актовый зал.
Добавить комментарий