Улица Свердлова — улица в Железнодорожном районе города Екатеринбурга. Названа в честь советского государственного и политического деятеля Якова Михайловича Свердлова. Проходит от улицы Шевченко до улицы Челюскинцев. Считается «парадными воротами Екатеринбурга», так как оформляет въезд в центр города со стороны железнодорожного вокзала.
- дом №7
- дом №8 — Фабрика-кухня (1930-е гг.)
- дом №11А — Здание Гипротранса (1940 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №11 — Жилой дом (1960 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №15 — Жилой дом-вставка (1960 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №22 — Жилой дом (1958 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №25 — Жилой дом (1958-1959 гг.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №27 — Жилой дом с башней (1954 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №30 — Жилой дом с кинотеатром (1955 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №34 — Жилой дом (1956 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №35 — ДК железнодорожников (нач. 1930-х гг., 1938 г.)
- дом №56 — Жилой дом (1953 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №58 — Жилой дом (1955 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №60 — Жилой дом (1955 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №62 — Жилой дом (1955 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- дом №66 — Жилой дом (1957 г.), входит в градостроительный ансамбль 1950-х гг.
- Скульптура «Лента Мебиуса»
- Памятник Паровоз Черепановых
- Памятник Паровоз 2343
Улица Свердлова (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Улица Верхотурская (главная улица Мельковской слободы) в магистральную улицу города стала оформляться после появления на ней в 1870 году механического завода Ятеса и прокладки через Екатеринбург в 1878 году первой железной дороги.
С 1904 года за ней закрепилось название Арсеньевский проспект, после Гражданской войны проспект был переименован в улицу Свердлова.
До 1950-х годов улица, за исключением нескольких объектов, построенных в конце 1920-х — начале 1930-х годов, сохраняла свой исторический облик.
Согласно генеральному плану города Свердловска 1947 года она стала рассматриваться как парадная въездная магистраль, ведущая от вокзала к центру города. Улица начала застраиваться с 1953 года жилыми домами и общественно-бытовыми зданиями, решёнными как единый градостроительный ансамбль. Предъявлялись новые требования к планировке кварталов, предполагалось включение в застройку магазинов, встроенных в жилые дома, кинотеатров, столовых, мастерских и других учреждений бытового обслуживания, а также внутриквартальных объектов: детских садов, ясель и др. Основные установки по проектированию и застройке были разработаны институтом Горпроект с участием архитекторов В.В. Безрукова, И.А. Грушенко, С.В. Домбровского, Е.В. Емельянова, М.В. Рейшера и др.