Екатеринбург. Проспект Ленина, дом 46А (Театр оперы и балета)

Фото 14.06.2013:

Здание оперного театра (1912 г.)

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 46А

Здание Оперного театра (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

На строительство театра был объявлен Всероссийский архитектурный конкурс в 1903 году. Победу одержал проект под девизом «Светлана», принадлежавший гражданскому инженеру В.Н. Семёнову из Санкт-Петербурга.

Для строительства театра была отведена одна из площадей Екатеринбурга, раскрывавшаяся на Главный проспект (ныне пр. Ленина), — Дровяная.

К концу XIX века первоначальное торговое назначение площади отмирает. В 1896 году на ней был возведён деревянный цирк, в котором давались не только цирковые представления, но и театральные спектакли, а в начале XX века и сеансы кинематографа. Тем самым площадь обретала черты городского зрелищного центра.

В условиях конкурса были определены традиционное положение театра на площади с ориентацией его главного фасада на проспект.

В проекте В.Н. Семёнова были учтены новшества, которые к этому времени появились в архитектуре театров, наиболее ярко представленные в театральных зданиях Вены и Одессы. По стилевым формам проект В.Н. Семёнова относился к модерну.

К строительству театра приступили только в 1910 году. Была создана специальная строительная комиссия, в состав которой вошли инженер К.Т. Бабыкин, городской архитектор И.К. Янковский, инженер Т. Реммельт, автор скульптуры и скульптурного декора Д. Вейберт. К.Т. Бабыкину и И.К. Янковскому принадлежало оформление интерьеров театра.

В результате комиссия пошла по пути изменения конкурсного проекта. К.Т. Бабыкин и Т. Реммельт предложили новую композицию фасадов, более зрелищную и парадную, насыщенную лепным декором и скульптурой.

Конфигурация плана и объём театра, заглубленный по отношению к линии проспекта, характеризуются сложностью форм. Объём усложнён ризалитами лестничных клеток на восточном и западном боковых фасадах и высокой сценической коробкой.

В основе плана лежат закруглённый зрительный зал и огибающее его фойе, получившее выражение в фасадном решении.

Скругление объёма на северном главном фасаде перебивается фронтальной композицией его центральной части с главными входами, решённой как торжественный портал.

Главный фасад заполнен выразительными по пластике элементами. Над входами нависает широкий балкон на фигурных кронштейнах. Глухое ограждение балкона имеет раппортный декор из лепных картушей и столбики, на которые водружены фонари, также отделанные декором.

В простенках между проёмами второго и третьего этажей расположены плоские пилястры. Высокие проёмы второго этажа с арочными фрамугами украшены наличниками с пилястрами и арочными рельефами с лепниной. Проёмы третьего этажа также выходят на балконы, имеющие фигурные кронштейны и лепной декор ограждений.

Венчание фасада состоит из орнаментальных фриза и карниза. Венчающим элементом является и широкий аттик со столбиками, филёнчатым рельефом, в который вписаны лавровые венки. Главный венчающий акцент — скульптурная группа из трёх муз, в которой центральная фигура держит факел, две другие — картуш с датой «1912».

На боковых сторонах аттика водружены классические треножники. Под фризом и карнизом помещены многофигурные скульптурные рельефы с изображением граций. Между столбиками аттика протянуто лёгкое ограждение из балясин. На боковых фасадах в ризалитах повторены элементы главного: дверь с нависающим над ней балконом с фонарями, арочное оформление проёма второго этажа, балкон третьего этажа.

Боковые части оформлены лопатками с филёнчатыми рельефами и вписанными в них лепными гирляндами. Фриз и карниз с лепным орнаментом по лопаткам раскрепованы. Ризалиты венчаются аттиками с парапетными столбиками и водружёнными на них вазонами. Цокольная часть фасадов театра отделена профилированными тягами, раскрепованными по ризалитам. Элементами, объединяющими все фасады здания, являются карнизы и парапеты с балюстрадами.

Главные входы ведут в небольшой по площади вестибюль с лестницами в цокольную и подвальную часть здания. Вестибюль связан с фойе, которое охватывает зрительный зал, следуя его закруглённой конфигурации.

Зрительный зал имеет в плане форму вытянутого полуовала, длинной осью обращённого к сцене с оркестровой ямой. Интерьер зрительного зала с партером, ложами и балконами устроен по типу «рангового» театра. Декором выделены портал сцены, плафон, стены, ограждения лож и балконов.

Образец театрального здания в «необарочном» стиле, самый значительный из всех построенных на Урале в XIX-XX веках театров. Памятник истории, связанный с установлением советской власти в городе, в котором 8 ноября (26 октября) 1917 года на открытом заседании Екатеринбургский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил установление советской власти в городе и на Урале.

В.Е. Звагельская

Здания г. Екатеринбурга, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *