Skip to content

Menu

  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты
  • Алексин
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Бахчисарай
  • Белгород
  • Бобров
  • Богородицк
  • Богучар
  • Бологое
  • Борисоглебск
  • Брянск
  • Буй
  • Бутурлиновка
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Волоколамск
  • Воронеж
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гагарин
  • Галич
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горячий Ключ
  • Грязи
  • Данков
  • Дербент
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Железноводск
  • Задонск
  • Зарайск
  • Зеленогорск
    (Санкт-Петербург)
  • Казань
  • Калач
  • Калининград
  • Каменск-Шахтинский
  • Кириллов
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клинцы
  • Коломна
  • Колпино
  • Котельнич
  • Краснодар
  • Красное Село
  • Кронштадт
  • Крымск
  • Кудрово
  • Куровское
  • Лебедянь
  • Ливны
  • Ликино-Дулёво
  • Липецк
  • Лиски
  • Ломоносов
  • Мантурово
  • Миллерово
  • Мичуринск
  • Моршанск
  • Москва
  • Мурино
  • Муром
  • Невьянск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новороссийск
  • Новохопёрск
  • Острогожск
  • Павловск
    (Воронежская обл)
  • Павловск
    (Санкт-Петербург)
  • Петергоф
  • Плавск
  • Почеп
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Россошь
  • Ростов-на-Дону
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сертолово
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Сириус
  • Смоленск
  • Сочи
  • Стародуб
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тосно
  • Туапсе
  • Тула
  • Усмань
  • Чаплыгин
  • Шарья
  • Шлиссельбург
Города РоссииИсторико-краеведческий фотоблог
  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты

Екатеринбург. Первый железнодорожный вокзал

Фото 13.06.2013:

ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-01
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-02
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-03
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-04
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-05
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-06
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-07
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-08
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-09
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-10
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-11
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-12
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-13
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-14
ekaterinburg-pervyj-zheleznodorozhnyj-vokzal-15
1 2 3 ►

Здание первого железнодорожного вокзала г. Екатеринбурга (1878 г.)

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, д. 14

Здание первого железнодорожного вокзала г. Екатеринбурга построено в 1878 году при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги (архитектор П.П. Шрейбер), отреставрировано в 2003 году. Является памятником архитектуры XIX века. По просьбе ветеранов труда в память строителей и эксплуатационников Российских железных дорог на Урале здание передано под экспозицию музея Свердловской железной дороги.

Первый железнодорожный вокзал г. Екатеринбурга, 1878 г., архитектор П. Шрайберг (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Сооружение, относящееся к первой железнодорожной линии на Урале (Горнозаводской). Автор проекта — петербургский архитектор П.П. Шрайберг.

Был построен на тогдашней окраине города. От улицы Челюскинцев (быв. Северная) к станции Екатеринбург наискосок вела дорога, которая преобразовалась в Турьинский переулок.

В сторону городского центра от вокзала вела улица Свердлова (быв. Верхотурская). Сформировалась благоустроеннная привокзальная площадь с газоном-цветником и фонтаном посередине.

Каменное здание представляет собой вытянутый вдоль станционных путей объём, симметрии которого нарушается лишь торцовыми частями. Обоим фасадам придана трёхосевая схема: центральный и два боковых ризалита.

Центр фасада ни площадь акцентирован сильно выступающим крыльцом с тремя полуциркульными арками. Крыльцо венчается усечённым четырёхгранным шатром, в основание которого вплетены кокошники и герб города Екатеринбурга. Стены основного объёма прорезаны арочными окнами с килевидными архивольтами, которые как бы опираются на проходящую по всему фасаду горизонтальную тягу.

У ризалитов в простенках и на углах — спаренные колонки на постаментах, обработанных ширинками. Мотив ширинок использован и под окнами, а также в подкарнизном поясе, где они чередуются с сухариками — зубчиками.

Особую выразительность зданию придают высокие «теремные» кровли с чердачными окнами в сложных деревянных обрамлениях.

Над пассажирскими залами кровли двускатные, над вестибюлем и боковыми объёмами — шатрового типа, четырёхскатные, ограждённые парапетом в виде ажурных решёток и флюгеров.

Первоначальная внутренняя планировка была такова: переднее крыльцо вело в вестибюль с билетной кассой.

По правую сторону от вестибюля располагался зал для пассажиров I и II классов с особой дамской комнатой и уборными. По левую — зал для пассажиров III класса, соседствовавший с почтовым отделением.

Из вестибюля и залов были выходы на перрон, перекрытый навесом на чугунных колоннах (утрачен).

Левое крыло занимали телеграф, буфет, контора, станционный лазарет. Служебные помещения имели отдельный вход с торца здания.

Правое крыло целиком отводилось под апартаменты высокопоставленных гостей. Им придавалось особое крыльцо.

После открытия нового екатеринбургского вокзала в 1914 году старый был значительно перепланирован. Реставрационные работы 2003 года возвратили зданию первоначальный внешний облик.

Решён в «русском» стиле, сочетая элементы его раннего («русско-византийского») варианта с начавшим развиваться «псевдорусским» — также одним из направлений эклектики.

В одну линию с вокзалом располагаются современный ему и стилистически однородный перронный павильон — туалет.

Чижева С.В. Архитектура первого железнодорожного вокзала г. Екатеринбурга // Девятые уральские академические чтения. Екатеринбург, 2004. С. 106-114.

А.Ю. Каптиков

Вокзалы г. Екатеринбурга
вокзал, Екатеринбург, железнодорожный вокзал, Свердловская область

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное сегодня

Поиск по сайту

Фото из наших галерей

likino-dulevo-hram-ioanna-bogoslova-09 tula-bashnya-pyatnickih-vorot-01 spb-universitetskaya-naberezhnaya-15 Елец. Введенский храм novorossijsk-ploshhad-svobody-01 novorossijsk-ulica-mira-2-05 sankt-peterburg-ulica-nekrasova-dom-11-07 spb-glavnyj-shtab-06 arxangelsk-voskresenskaya-ulica-43

Последние записи

  • Петергоф. Монплезирский сад
  • Туристический маршрут Золотое кольцо получил статус национального
  • В Кирове переименуют семь улиц
  • Школьники из исторических регионов посетили Ростов-на-Дону по программе «Культурная карта 4+85»
  • Сочи (Лазаревское). Фонтан (на улице Победы, 153)

Последние новости

  • Туристический маршрут Золотое кольцо получил статус национального
    10.06.2025
  • В Кирове переименуют семь улиц
    05.06.2025
  • Школьники из исторических регионов посетили Ростов-на-Дону по программе «Культурная карта 4+85»
    02.06.2025

Последние комментарии

  • Администратор к записи Москва. Богоявленский храм
  • Александр к записи Архангельск. Набережная Северной Двины, дом 98 (Дом специалистов)
  • Алла к записи Елец. Вознесенский собор
  • zazaGvilava к записи Бологое. Обелиск железнодорожникам Бологовского узла

© ® Города России, 2012-2025

Права на материалы, опубликованные на данном сайте принадлежат их авторам. Использование авторских материалов сайта возможно при установке гиперссылки https://rus-towns.ru, при использовании иных материалов указание источника обязательно. О замеченных ошибках сообщайте по электронной почте rus-towns@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru