Авторский маршрут Александры Дмитренко «Историческая часть города Колпино и Адмиралтейские Ижорские заводы»

Историческая часть города Колпино и Адмиралтейские Ижорские заводы. Авторский маршрут Александры Дмитренко при участии Ларисы Бурим

Интересным и познавательным продолжением маршрутов наследия промышленного пояса Санкт-Петербурга является один из его пригородов – г. Колпино, расположенный в 25 км от центра Санкт-Петербурга на реке Ижора.

Воинская слава этих земель, начиная с победы князя Александра Невского над шведами в 1240 году на месте впадения Ижоры в Неву и заканчивая бессмертным подвигом колпинцев в Великую Отечественную войну, навеки записана в книгу памяти нашего народа. Ижорские заводы, которые находятся на территории Колпина, – одно из старейших промышленных предприятий России, начавшее свою деятельность во времена зарождения молодой северной столицы. Его трёхвековой опыт, технические достижения и индустриальная мощь внесли свой безусловный вклад в дело становления Российского государства как великой промышленной державы.

Возможно, градостроительное достояние Колпина не столь выделяется на фоне его боевых, трудовых свершений и не может соперничать с другими знаменитыми пригородами Петербурга и их всемирно известными дворцово-парковыми ансамблями. Но уникальная архитектурно-планировочная структура промышленных зданий на территории Адмиралтейских Ижорских заводов, живописный ландшафт Колпина (природный и рукотворный), обширная система гидротехнических сооружений и исторические здания, формирующие городскую среду, создают неповторимый облик и очарование этого промышленного пригорода Петербурга.

Ижорская земля имеет богатую историю, начавшуюся задолго до основания Петербурга и рождения Колпина как рабочего посёлка. Когда-то исконными жителями этих мест были представители финно-угорских народов. Возникновение русских поселений на этой территории относится к XII-XIII векам и связано с развитием водных торговых путей. В XIII-XV веках земли в бассейне Ижоры входили в состав Новгородской республики, а в XV веке произошло их присоединение к Московскому государству. Ижорские земли, захваченные Швецией в начале XVII века, возвращены России в ходе Северной войны 1700-1721 годов.

Время петровских перемен, развитие молодого Балтийского флота требовали производства большого количества пиломатериалов из сосны и дуба, что способствовало строительству пильных мельниц на реке Ижора. Задача возведения лесопилен была поручена Александру Даниловичу Меншикову, которому в 1707 году Петром I был присвоен титул герцога Ижорского. В 1710 году крестьянами Меншикова на Ижоре (район посёлка Ям-Ижора) была построена плотина, а при ней – вододействующая пильная мельница. Однако это месторасположение оказалось неудачным. Указом Петра I от 22 мая 1719 года Адмиралтейской коллегии, которой ранее были переданы полномочия по управлению производствами, предписывалось перенести мельницу на новое место вниз по течению реки. Строительство лесопилен на территории, где в настоящее время находятся Ижорские заводы и г. Колпино, началось в 1722 году по чертежам и смете мельничного мастера Яна Кинтлера. Датой основания заводов и города принято считать 27 июля 1722 года – начало строительства плотины.

К середине XVIII века уже функционировали 7 лесопильных амбаров, медный и якорный заводы, немного позднее – плющильный, меднолитейный и камбузный заводы. Так постепенно завоёвывал своё место на Ижоре металлообрабатывающий завод, которому в последующие века суждено было стать одним из крупнейших не только в Петербурге, но и в России. C 1798 года он получил официальное название – Адмиралтейские Ижорские заводы.

На правом берегу Ижоры рядом с производственными постройками со временем выросла Никольская слобода, жителями которой стали рабочие завода – выходцы из различных губерний России. На левом берегу издавна находились поселения ингерманландских финнов, здесь образовалась Чухонская слобода. По берегам небольшого левого притока Ижоры (ныне часть Полукруглого канала) возникла Новая слобода. В 1763 году был выполнен первый известный план заводов с селением, где показано расположение слобод, огородов, пашенной земли, кирпичных печей, а также обозначен рельеф местности, соответствующий функциям производственного процесса. Впервые название Колпино встречается на карте Санкт-Петербургской губернии 1770 года.

В первой половине XVIII века генеральный план развития территории завода ещё не был разработан. В проектировании ряда зданий этого времени принимал участие петербургский архитектор Михаил Николаевич Ветошников. К концу XVIII века амбары обветшали, плотина часто прорывалась, контора отсутствовала, требовалось полномасштабное переустройство. Работы по реконструкции возглавил директор Ижорских заводов, шотландец по национальности, инженер Чарльз (Карл Карлович) Гаскойн. Должность заводского архитектора в 1803-1808 годах занимал его соотечественник Вильям (Василий Иванович) Гесте, который и разработал проекты мастерских и заводской конторы. 1 октября 1803 года «План переустройства» Ижорских заводов был утверждён Александром I.

В соответствии с принципами классицизма жилые, производственные, административные и культовые здания формировали единый ансамбль, основу планировочной структуры которого составляли две пересекающихся перпендикулярных оси. По оси «восток-запад» располагались основная доминанта селения – церковь Св. Троицы и доминанта заводов – башня главной конторы, а также исходящая от неё на запад перспектива. Заводские сооружения строились симметрично оси «север-юг», проходящей вдоль реки Ижора через центр плотины. Несмотря на различный характер производств, это были однотипные одноэтажные строения, что явилось важным моментом в создании нового промышленного ансамбля. Рельеф местности был использован для организации водной системы и размещения цехов: на верхнем уровне берегов строили мастерские, не требовавшие подачи воды к механизмам, внизу – вододействующие производства. Переустройство заводов также включало в себя строительство новой плотины. Для регулирования уровня воды в Ижоре в 1805 году был прорыт Полукруглый канал и построена плотина №2. После наводнения 1807 года было принято решение о сооружении Прямого (правобережного) канала, строительство которого завершилось в 1809 году, в его продолжении за окраиной селения была возведена плотина №3. Коренная реконструкция Адмиралтейских Ижорских заводов в начале XIX века заложила основы градостроительного развития Колпина. Был создан целостный ансамбль промышленного и гражданского назначения.

Вся последующая история Адмиралтейских Ижорских заводов связана с этапами технического развития промышленности России, внедрением современных технологий, необходимостью изготовления передовой и конкурентной продукции, в том числе военного характера. Это привело к строительству ряда зданий различного производственного назначения, интересных в архитектурном и конструктивном отношении.

После смерти Гаскойна в 1806 году фактическим управляющим заводами стал его ученик Александр Вильсон. В 1823 году Колпино посетил император Александр I, в 1835 году – император Николай I, который, осмотрев завод, выразил Вильсону «высочайшее своё удовольствие». К этому времени был подготовлен новый генеральный план развития заводов и села Колпино, в январе 1836 года утверждённый императором.

В августе 1856 года завершилась эпоха Вильсона на Адмиралтейских Ижорских заводах. К тому времени за 60 лет служения России Вильсон осуществил переоборудование Ижорских заводов, наладил производство пароходов, паровых машин, судовых механизмов, артиллерийских орудий и другой продукции, спроектировал здания мастерских, Прямой водоотводной канал с плотиной №3, ограду на главной плотине. По его инициативе осуществлены работы по благоустройству Колпина, построена Никольская церковь, открыта первая школа для девочек. Одновременно в 1806-1860 годах Вильсон руководил Александровской мануфактурой Ведомства учреждений Императрицы Марии (территория АО «ГОЗ Обуховский завод», пр. Обуховской Обороны), явился одним из основателей Невской бумагопрядильной мануфактуры (ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова», ул. Красного Текстильщика), Российской Бумаго-прядильной мануфактуры (ЗАО «Прядильная фабрика «Веретено», набережная Обводного канала, 223-225), был произведён в инженер-генералы, удостоен многих орденов Российской Империи. Александр Яковлевич Вильсон похоронен на Колпинском кладбище.

Последняя треть XIX века – новый период в истории Адмиралтейских Ижорских заводов, связанный с необходимостью совершенствования производства и появлением нового направления деятельности заводов. В ходе боевых действий во время Крымской войны стала очевидной необходимость создания отечественного броневого флота. Для внедрения сложной технологии требовались просторные, большепролётные сооружения. В 1873 году был рассмотрен и одобрен проект строительства новых производственных корпусов: броневого и железоделательного заводов. Старые цеха продолжали реконструироваться и расширяться, изменяя свой облик.

В начале XX века продолжилось развитие производства, освоение новой продукции. В это время появились сталеплавильный цех, гильзовый завод, цех цельнотянутых труб, новый броневой завод, включающий соединённые железнодорожной веткой бронезакалочную №2 и бронеотделочную №2, а также комплекс вспомогательных производств. Их кирпичные фасады характерны для промышленной застройки конца XIX – начала XX века.

В бронезакалочной №2 был установлен пресс давлением в 10 000 тонн, самый мощный в России и второй в Европе после крупповского. Примечательно, что ветеран-пресс до сих пор стоит в цехе №15 ООО «ОМЗСпецсталь» (бывшая бронезакалочная №2) и хотя не используется в производстве, находится в рабочем состоянии. Поколения ижорцев-металлургов бережно и с любовью относятся к этому старожилу.

Большинство возведённых на то время заводских построек имеют большую эстетическую, историческую и культурную ценность. В комплекс входят сооружения различных типов: административные здания, здания мастерских, цеха различного функционального назначения, мосты, плотины, водонапорная башня, гидроэлектростанция. Построенные на протяжении XIX-XX веков, они и в настоящее время являются характерными образцами архитектуры классицизма, эклектики и модерна.

Постепенное расширение Адмиралтейских Ижорских заводов в свою очередь активно влияло на изменение городской среды и привело к строительству новых домов, церквей, дорог, социальных объектов, благоустройству Колпина. До 1878 года село Колпино находилось в ведении начальника Адмиралтейских Ижорских заводов, затем было передано в гражданское ведомство и обращено в посад Царскосельского уезда. В конце 1912 года посад получил статус заштатного города в составе Царскосельского уезда. Особенно бурно развивалось Колпино перед Первой мировой войной вследствие реконструкции Ижорского завода (с 1908 по 1992 годы название Ижорских заводов употреблялось в единственном числе). Появившиеся в начале XX века здания из красного ижорского кирпича – жилые дома, магазины, школа, больница – служат горожанам и сейчас.

В 1936 году Колпино стало центром одного из районов Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Колпино и Ижорский завод стали единой неприступной крепостью на подступах к Ленинграду. Завод ремонтировал военную технику, уходившую сразу на фронт защищать передовые рубежи обороны, его рабочие сформировали знаменитый Ижорский батальон, прошедший боевой путь от Колпина до берегов Балтийского моря. После войны Колпино представляло собой сплошные развалины. Практически полностью на Ижорском заводе были уничтожены сталелитейный, чугунолитейный, трубопрокатный, кузнечный цеха, повреждено энергохозяйство. Разрушения казались столь катастрофическими, что некоторые архитекторы предлагали строить завод и город на новых территориях. Колпино поднималось на старом месте. Восстановление шло почти десять лет. Ижорский завод возрождал цеха и налаживал производство. Новые жилые кварталы возводились по проектам мастерской №2 института ЛенНИИПРОЕКТа, возглавляемой известным архитектором М.Я. Климентовым, под его руководством были реконструированы и довоенные здания. В восстановлении города также участвовали архитекторы А.И. Гегелло, Е.Г. Груздева и другие.

Вторая половина XX века связана с мощным развитием заводских территорий и городской инфраструктуры, происходившим в советский период, и одновременно – с реформами, трудностями и проблемами 90-х годов, которые Колпино прошло и пережило вместе со всей страной. Сейчас и город, и Ижорские заводы продолжают жить, не забывая свою историю, и с уверенностью смотря в будущее.

Предлагаемая экскурсия охватывает ту часть территории Колпина, которая исторически сформировалась в XVIII – начале XX веков как градостроительное ядро современного города. Маршрут подготовлен на основе архивных документов РГА ВМФ, материалов Музея истории Ижорских заводов, исследований и публикаций колпинских историков Л.Д. Бурим, Г.А. Ефимовой, Р.С. Иволги, Е.П. Сизёнова и других, научных трудов специалистов в области промышленной архитектуры М.А. Гордеевой, В.И. Лелиной, М.С. Штиглиц.

  1. Главная плотина (бул. Свободы, сооружение 1, лит. Г)
  2. Заводская ограда (бул. Свободы)
  3. Школа при Адмиралтейских Ижорских заводах (ул. Володарского, 2)
  4. Богадельня Колпинского Мещанского общества с часовней св. Александра Невского (ул. Володарского, 4-6)
  5. Памятник А.Д. Меншикову (сквер Володарского, рядом со зданием бывшей богадельни)
  6. Культурно-досуговый центр «Ижорский» (Советский бул., 29)
  7. Жилые дома Адмиралтейских Ижорских заводов (Советский бул., 23, 27)
  8. Церковь Вознесения Господня (пр. Ленина, 4/19)
  9. Жилой дом Адмиралтейских Ижорских заводов (пр. Ленина, 5)
  10. Жилые дома Адмиралтейских Ижорских заводов (Финляндская ул., 3, 5, 7)
  11. Плотина №2 (Ижорский завод, дом б/н, лит. Г20)
  12. Жилой дом Адмиралтейских Ижорских заводов (Советский бул., 7)
  13. Здание больницы Адмиралтейских Ижорских заводов с флигелем (пр. Ленина, 1/5)
  14. Городской сад
  15. Заводоуправление
  16. Бассейн и мост
  17. Гидроэлектростанция
  18. Мастерские модельная и гвоздильная
  19. Заводы молотовый и плющильный, медилитейная мастерская
  20. Якорный завод
  21. Мастерская цепопробная
  22. Газгольдер и сталелитейный корпус
  23. Корпус цепных кузниц
  24. Новосборочная мастерская и паровая кузница
  25. Подвалы чугунно-литейной мастерской
  26. Железоделательный завод
  27. Здание Колпинской Думы (ул. Урицкого, 4)
  28. Троицкий сад
  29. Магазин Общества потребителей (ул. Труда, 7/5)
  30. Жилые дома (ул. Труда, 10, 11, 16)
  31. Привокзальная площадь
  32. «Дом со шпилем» (Октябрьская наб., 19, наб. Комсомольского канала, 28)
  33. Комсомольский канал (бывший Прямой)
  34. Плотина №3 (Колпинская ул., сооружение 2, лит. Г)
  35. Детский приют св. Николая Чудотворца (ул. Культуры, 1/10)
  36. Магазин Общества потребителей (ул. Культуры, 3)
  37. Баня (ул. Культуры, 2/8)

2016 г.

Источник статьи: kgiop.gov.spb.ru

Статьи, , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *