Архангельск. Площадь Профсоюзов
Площадь Профсоюзов — площадь в Ломоносовском округе города Архангельска. Расположена на пересечении набережной Северной Двины и Троицкого проспекта.
- наб. Северной Двины, д. 35 — Дом Беляевского
- наб. Северной Двины, д. 36 — Северное Морское Пароходство
- наб. Северной Двины, д. 38 — Дворец спорта профсоюзов
- наб. Северной Двины, д. 47 — Подворье Сурского монастыря
- наб. Северной Двины, д. 51 — Михаило-Архангельский собор
- наб. Северной Двины, д. 51 стр. 1 — Часовня Архистратига Михаила
- наб. Северной Двины, д. 51 стр. 2 — Часовня Матроны Московской
- Памятник доблестным защитникам Советского Севера
- Фонтан
Кафедральная площадь (по материалам книги «Путеводитель по Архангельску или нескучная прогулка по любимому городу с ироничным дилетантом / Н.Н. Харитонов. — Архангельск: ООО «АрхПресс», 2010. — 271, [1] с.»):
Екатерина, день дураков, пожар и Оперная площадь. Советские демонстрации. Памятник выбросили, потом переставили… в фонтан. Балаган возле кафедрала. Пространство архитектурной коллекции. Всё спасёт Северная Двина.
Это место в последней трети восемнадцатого века было превращено архангелогородцами в деревянный Шанхай, который стёр с городского лица пожар 1793 года. Екатерина II воспользовалась случаем, в международный день дураков 1794 года утвердила Архангельску генеральный план застройки, начав формировать на пожарище Купеческую и Дворянскую улицы. В середине следующего века те превратились в Троицкий проезд. На пустыре после пожара вознамерились было строить театр. Выгоревшее пространство назвали Театральной площадью. Но день дурака, коий царица соизволила назначить Архангельску точкой отсчёта его нового городского облика, с тех пор ухмыляется, ёрничает и всячески шутит над архангельскими архитекторами. Для начала первое апреля хихикнуло и… театр на Театральной площади строить отказались, а то, что построили, Екатерина велела отдать под… хлебный магазин. История, никак не обошедшаяся без дурацких шуточек. Судите сами. Было в городе деревянное здание драмтеатра. Решили, что входящую в моду оперу петь в нём негоже. Начали строить каменное. В результате на Театральной площади вместо театра построили булочную, саму же её, с какого-то перепугу, обозвали… Оперной!
Большевикам театр и опера вообще по барабану. Вот Красная площадь в Москве, где главное большевистское правительство Кремля — это да! Решили, во что бы то ни стало, такую же соорудить в Архангельске. Для начала снесли здание неслучившейся архангельской оперы. На сём дело и кончилось. Хорошо, хоть выстояло Сурское подворье.
Сурского подворье в Архангельске возникло в 1907 году. Благословение Иоанна Кронштадтского. История такова. Купцов фамилии Плотниковых можно считать некими архангельскими латифундистами. Семейства рода владели многими земельными наделами в центре города, особенно обожая участки на Северной Двине. Имели сии господа земли отнюдь не только с целью строительства, но и перепродажи, как вложение капиталов. Одним словом, латифундисты. Земелькой приторговывали вполне успешно. У семейства Плотниковых и куплен участок. Здесь стоял двухэтажный дом, в коем в 1902 году остановился Иоанн Кронштадтский. Святому с задатками гипнотизёра речной простор приглянулся, он и решил строить тут подворье Сурского монастыря. Начали в 1905-м, на возведение трёхэтажного здания ушло два года. Архитектор — Ермолин. Стиль русско-византийский. Три барабана с шлемовидными главами, причём главы в двухъярусных кокошниках мы с вами не увидели по причине известного пристрастия советского века к «опиуму для народа». Собственно, барабаны с шлемовидными главами должны были подчёркивать религиозность культового строения. Без них — богатейший особняк. И всё равно чувствуется храм. На третьем этаже — церковь. Средняя часть — с выделяющимся ризалитом, подчёркнутым закомарами. Что есть что разберитесь по снимку и воочию. Так на Руси строили до татаро-монгольского нашествия. Обезглавленное Сурское подворье долго, до середины советского века, оставалось главным зданием Оперной площади. С балаганами, каруселями. Вторая половина прошлого века настроила тут крытый Дворец спорта, крытый рынок, башню без архитектурных излишеств — СМП. В завершение причалила к стенке архангельской пристани здание с отголосками эха конструктивизма — Морской речной вокзал. Чем окончательно превратила часть Троицкого проспекта в параллельную Двине магистраль, от корабля Морского речного вокзала до парохода Главпочтамта. Правда, не водную, а сухопутную. Не стесняйтесь, дайте волю воображению, освободите фантазию, и всё сложится.
Бывшая Оперная площадь, в бытность Профсоюзной долго маршировала на советских официальных демонстрациях. В них случалось много всякого от трагичного до совсем казусного и смешного. В середине века из колонны демонстрантов случилось покушение на руководителей Архангельского обкома партии. Стреляли всерьёз, по идеологическим причинам. По причинам иного характера, вовсе не идеологического, в брежневском периоде студенты… закинули портреты вождей, кои должны нести на демонстрацию, в… туалет! О случившемся рассказала мне участница происшествия, в ту пору студентка АЛТИ Валентина Синицкая.
Студенческая жизнь в эпоху брежневского застоя была безмятежной. В ней позволялись вольности, какие в юности её деда могли обернуться трагедией расстрела за антисоветчину. Демонстрации в СССР случались весной да осенью, в строго отведённые дни, кои знала вся страна. В годы застоя романтика массовых народных гуляний по красным датам — Первомаю да Октябрю — истёрлась окончательно. Для массовки студентов сгоняли в колонны в обязательном порядке. Те, если и не могли увильнуть, непременно пытались облегчить тягомотину шествия. Студенческая группа алтишников, в коей училась и Валентина Сахарова, как-то раз не захотела переть на демонстрации транспаранты и портреты вождей. Взяли весь этот кумачовый реквизит да засунули в… туалет! Все ЦК КПСС — в институтский туалет! Суслова, Черненко, Андропова, Кириленко, Гришина. Правда, Валентина из партийных бонз знала лишь генсека Брежнева да ещё, по случайному совпадению, Суслова. Родились в один день, 6 апреля. Открывая листок календаря, каждый год видела парадный портрет дядьки, вот и узнавала. Теперь это лицо, в пачке с остальными, ждало в студенческом туалете, пока закончится демонстрация, и пацаны снесут его обратно на склад, до следующего шествия.
Чем закончилось? Даже из комсомола не исключили. Трескотня неестественных лозунгов и призывов уже всем обрыдла, КПСС ещё держала государственные вожжи, но правила уже без былого рвения и энтузиазма.
Теперь, пока окончательно не приобрела вид Кафедральной, поскольку от кафедрала лишь зачатки фундамента, площадь резвится в цирковых балаганах, спортивных забегах, всевозможно стартуя и финишируя. Мы тоже стартанём, тем более, промежуточный финиш нашего путешествия от моста до моста уже виден. За симпатичным старым домом красного кирпича, где когда-то имел счастье работать Аркадий Голиков с претенциознейшим монгольским псевдонимом «далеко идущий впереди» — Гайдар, в архангельскую бытность писателя стояли симпатичные двухэтажные деревянные особняки с потрясающими печами, отделанными голландскими изразцами. В одном из них была редакция, в коей работал и ваш автор. Сгорели.
Гайдара занесло на Северную Двину явно не только читать очерки на радио. Работал в «Волне» и «Правде Севера». Жил в нашем городе с семьёй, сын Тимур видел Архангельск. Написал нешибко известную повесть «Школа».
На месте старых домов с голландскими изразцами печек ныне здания нового для Архангельска архитектурного стиля «хайтэк». То, которое на пересечении набережной Северной Двины и Люксембург, 1, весьма характерно не только по внешнему виду, но и необычности использования. Впрочем, первоначальное размещение тут торгового комплекса и ресторана на последнем этаже ничего особенного не предвещало. Архитектор Дмитрий Яскорский лишь максимально использовал хайтэк во внешней отделке. В принципе сему дому была уготована участь ещё одного массового торгового места, не более. Всё изменилось радикально, когда на верхнем уровне строения разместился лучший на Северо-Западе России клуб настольного тенниса. Как хотите, «Родина» — спортивный архангельский шедевр, внесший существенную лепту в само состояние, микроклимат сего микрорайона Архангельска.
В екатерининскую эпоху это пространство у Северной Двины, с Театральной площадью, было связано не только с торговлей, но и разнообразило досуг, в коей-то мере давало иные знания, ощущения, развивало горожан. Появление в советском веке Морского речного вокзала превратило сей угол города в место общения, гуляний, поездок на морских судах и речных трамвайчиках, особого эмоционального настроения. Приход капитализма, ввиду удачно расположенной здесь транспортной развязки между центром Архангельска и его южными окраинами, превратил здание вокзала в первую официальную огромную барахолку, куда весь город стремился за общением весьма утилитарного свойства.
Движение пассажирских судов по реке и морю, по сравнению с советским веком, сократилось катастрофически. Вокзал связывает горожан с водным пространством лишь названием и местом расположения. Ныне Профсоюзная площадь одной стороной ограничена Дворцом спорта. На ней проводятся многие массовые спортивные мероприятия, здесь стартуют и финишируют традиционные городские эстафеты. Появление на сей линии современнейшего по оснащению клуба настольного тенниса, равно, как и близкое расположение двух самых многочисленных университетов — Технического и Поморского, позволяет рассчитывать, что эта часть города приобретает особый спортивный интерес архангелогородцев.
Добавить комментарий