Санкт-Петербург. Аничков мост
Фото 20.07.2011:
Аничков мост построен в городе Санкт-Петербурге через реку Фонтанку. Находится на линии Невского проспекта. Является одним из самых известных мостов Петербурга.
Аничков мост (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Среди охраняемых государством и обладающих высокими архитектурными достоинствами петербургских мостов особо выделяется Аничков мост. Ещё в 1715 году Пётр I повелел построить мост при пересечении речки Фонтанки с Большой першпективной дорогой. В мае следующего года работы по возведению деревянного многопролётного Невского моста были завершены. По имени его строителя, командира Адмиралтейского «работного батальона» инженера-подполковника М. Аничкова, он в 1747 году получил своё новое название (ударение в названии моста следует делать на втором слоге — Аничков). В 1783-1787 годах деревянный мост был заменён каменным трёхпролетным мостом со средним разводным пролётом и башнями с подъёмными механизмами.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие нового Аничкова моста, красивейшего в городе. Построенный всего за шесть месяцев, он имел такую же ширину, как и Невский проспект. Три его пролёта были перекрыты каменными арками и облицованы розовым гранитом. Простые и строгие формы моста были по достоинству оценены жителями города.
С большим мастерством отлита чугунная решётка ограждения с изображениями фантастических морских коньков, русалок и дельфинов. Настоящий восторг вызвали установленные над береговыми устоями скульптурные группы «Укротители коней», созданные П. Клодтом. Из четырёх групп ни одна не повторяла другую своим силуэтом или сюжетным мотивом. Тем не менее все они смотрятся как цельный ансамбль, так как связаны единой темой и ритмикой. Зрители не видят все скульптуры сразу, они могут раскрыть сюжет, лишь переходя от одной группы к другой.
Лучше всего изучать ансамбль с западной стороны моста, с группы, изображающей коня и укротителя с кордой в руках. Конь вздыбился и стремится вырваться из-под власти человека. Обнажённый юноша, припав на колено и упершись другой ногой в землю, стремится укротить его дикий нрав.
Динамика борьбы во второй скульптурной группе достигла кульминации. Конь в отчаянной борьбе почти победил человека. Атлет повержен на землю и из последних сил сдерживает яростный порыв скакуна.
В третьей группе напряжение борьбы спадает. Конь ещё не усмирён, но он уже во власти человека. И наконец, в последней, четвёртой группе уверенный победитель-человек обуздал дикого коня, который ещё не остыл после схватки, но уже смирил свой норов.
Создавая «Укротителей коней», Клодт не использовал ни библейские, ни мифологические сюжеты. Воспроизведённые им сцены взяты из жизни, во многом напоминая обычную дрессировку лошадей, изображённую с большим художественным вкусом. Вероятно, именно это и предопределило феноменальный успех клодтовских скульптур, пользующихся мировой славой.
Добавить комментарий