Елец. Римско-католический костёл
Фото 23.10.2023:
Римско-католический костёл
Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Пушкина, д. 69
Римско-католический костёл (по материалам книги «Елец. Прогулка с экскурсоводом. Книга первая: дыхание веков / Е. Елецкая. — Липецк: Издательство «Гравис», 2013. — 208 с.»):
В римско-католическом костёле до сих пор живут люди.
Только в этом городе нашей области некогда стояли как православные храмы, так и римско-католический костёл, немецкая кирха и синагога. Когда-то елецкая земля была границей между Русью и Ордой. Здесь проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но, несмотря на это, никакие письменные документальные источники, говорящие о том, что в Ельце вплоть до середины ХIХ века стояли какие-либо иные храмы, кроме православных, до нас не дошли. То есть елецкая земля (со времён принятия христианства) — сугубо православная.
В XIV веке город был мононациональным. И оставался таковым до середины XIX века. Люди других национальностей стали заселять Елец после крестьянской реформы. Тогда в округе появились евреи, поляки, немцы… В это время развивается промышленность. Многие предприниматели были иноземцами, хотя и являлись подданными Российской империи. Таковых — в большинстве своём: промышленников, медиков, юристов, торговцев, ювелиров, насчитывалось немного… Но в общественной жизни города эта небольшая «иноверная прослойка» играла значительную роль. Тогда-то и возникла у них идея поставить на своей новой родине римско-католический костёл, немецкую кирху и синагогу. Храмы появились примерно в одно и то же время и находились практически в центре города.
В документах нет ни одного свидетельства о притеснениях ельчан-инородцев неправославной конфессии. Проблемы возникли в революционный период — те же самые еврейские погромы и так далее. Удивительные воспоминания о том времени оставил наш земляк писатель Михаил Михайлович Пришвин. Черноволосого курчавого мальчика солдаты приняли за еврея и вели к стенке расстреливать. Его спас кто-то из знакомых. Да и сам Пришвин чуть было не попал под «горячую руку». Его обвинили в поджоге риги, на самом деле подожженной каким-то дезертиром, обезумевшая толпа тащила его в огонь. И он, имевший прекрасное воспитание, но не менее прекрасно знавший эту толпу и ее язык, неожиданно для нее разразился такой хлесткой и отборной матерной бранью, что толпа просто опешила и оставила его. Видимо, признав «своим». Тихон Николаевич Хренников вспоминал, что его семья в те годы приютила и тем самым спасла целое еврейское семейство. В своей автобиографии Николай Николаевич Жуков описывал события Гражданской войны. «Вокруг Ельца были частые бои. Страшным временем запомнились мне те дни, когда в августе 1919 года в Елец ворвались банды Мамонтова. Больше недели бушевали они, устраивая еврейские погромы. Я видел, как пьяная орава вооруженных мамонтовцев привязывала веревкой евреев к толстому дереву, клала к ногам солому, поджигала ее и заглушала визгом своих песен предсмертный их крик. Или как озверелые бандиты привязывали к хвосту лошади стариков, а потом галопом мчали по мостовой до речного моста. Позорно было видеть, как маленькое безголовое хулиганье шаталось по улицам, ведя за собой пьяных мамонтовцев, и указывало им на дома, где жили евреи. Под раздирающий душу крик детей и женщин тащили их погромщики из домов на улицу и устраивали зверские расправы. Рядом с нами жили два еврея-холостяка, и помню я, как мать в момент появления мамонтовцев на нашей улице, спрятала их обоих у себя в дровянике. Первый раз в жизни испуганно забилось мое сердце, когда солдаты вошли на наш двор и, рыская, стали приближаться к дровянику. Мать с иконой в руках стояла на крыльце и ловко сумела отвлечь погромщиков, не допустила тщательного обыска и этим спасла перепуганных евреев, которые после ухода бандитов в полуобморочном состоянии вылезли из-за поленицы дров».
После установления атеистической советской власти елецкая синагога была превращена в баню. В конце шестидесятых годов прошлого века она обрушилась аккурат перед майскими праздниками. Под руинами погибли десятки ельчан. Синагогу снесли. А заодно… и несколько православных храмов. Теперь на её месте — кирпичное здание с офисами и магазинами.
Немецкой кирхе «повезло» больше. Само здание сохранилось. Дело в том, что церковь стояла на территории пивзавода Кронберга. После принятия страной атеистического вероисповедания в кирхе была пивная. Сейчас в здании разместился магазин строительных материалов.
Добавить комментарий