Жирова И. «Липецк и Липецкие минеральные воды»
Золотой страницей истории Липецка можно назвать XIX век — время становления и развития одного из первых курортов в России.
Легендарным первооткрывателем Липецких минеральных источников считают Петра Великого, но официально курорт, названный «Липецкие минеральные воды», был учреждён в 1805 году, когда император Александр I на докладе министра внутренних дел графа Кочубея об устройстве курорта в Липецке начертал: «Быть по сему».
Лечебные средства курорта — минеральная вода, которую по целебным свойствам сравнивали с водами известных заграничных источников Пермонта, Спа, Швальбаха, Розенбрунена, а позже и железистые грязи, за которые Липецк называли «русским Франценсбадом», — славились на всю Россию. Город становился не только «хранилищем прекрасных вод», но и «местом весёлости и забав». Курортный сезон начинался в середине мая и заканчивался в конце августа. В это время Липецк посещала столичная знать, бывали известные писатели и поэты, музыканты и актёры, революционеры-народники и простые мещане из соседних и более отдалённых губерний, а в военное время здесь залечивали раны русские солдаты и офицеры. В летнее время на курорте устраивались великолепные балы, фейерверки и иллюминации, концерты и спектакли, так что Липецк называли «увеселительным домом Москвы«. Этот альбом-буклет познакомит вас с замечательными местами курорта «Липецкие минеральные воды», запечатлёнными на открытках и фотографиях конца XIX — начала XX веков, которые передают атмосферу и колорит одной из самых славных и романтических страниц истории Липецка.
Ванное здание
До открытия курорта больные, желающие принимать минеральные ванны, привозили ёмкости с собой, а воду нагревали раскалёнными на костре чугунными ядрами, которые остались после закрытия железных заводов. Поэтому первым строением вновь учреждённого курорта было ванное здание.
Строительство его началось в 1805 году по проекту архитектора Воронихина, который позже свои труды по возведению первого курортного здания разделил с архитектором графа Воронцова Мельниковым. В течение более ста лет здесь принимали лечебные ванны тысячи отдыхающих из различных уголков России.
Ванны исключительно медные, грязевые — железные, оцинкованные. В каждом номере открываются три трубки: одна с простой водой, другая — с железистой, третья — с паром для нагревания воды. Есть диван с подушкой, на котором можно отдохнуть после ванн, хотя для последней цели существует особая комната, где поставлены кушетки, огороженные красными ширмами; здесь же делают массаж. Перед главным входом ванного здания находился цветник с фонтаном, вокруг были поставлены скамейки, на которых отдыхающие ожидали своей очереди.
Ванное здание — самое старое строение города Липецка — в реконструированном виде сохранилось до наших дней.
Питьевой павильон
Минеральный источник, открытый, по преданию, Петром Великим, в начале XIX века стали облагораживать. Колодец был выложен известняковым камнем, а над ним — выстроен деревянный шатёр. В 1809 году началось строительство питьевого павильона, самого красивого здания Липецкого курорта, которое на французский манер называли бюветом. Проект нового павильона разработал архитектор Липецких минеральных вод А.Ф. Славинский.
Круглое здание с купольной крышей было похоже на часовню. Фасад имел четыре фронтона, которые поддерживали сорок колонн. Внутри находился четырёхугольный бассейн, отделанный известняком. Он наполнялся минеральной водой из трёх источников: Петра Великого, Альбини и Пфеллера. Последние два источника названы в честь доктора Альбини и профессора Пфеллера, сделавших анализ и описание минеральной воды в 1804 году.
В бювете, у источников, постоянно находилась девочка, которая специальным ковшом набирала из-под струи минеральную воду для отдыхающих. Температура воды составляла восемь градусов. Употреблять липецкую воду можно было и в тёплом виде из специального устройства для подогрева. Иногда воду из источника разбавляли молоком или сывороткой. Считалось, что так она лучше усваивается. Здесь же, в питьевом павильоне, продавали минеральные воды Кавказа и заграничных источников.
Во второй половине XIX века края бассейна украсила ажурная чугунная решётка, изготовленная в Липецке на чугунолитейном заводе братьев Миловановых, а интерьер павильона украсила бронзовая скульптура Петра Великого, подаренная Липецкому курорту предводителем тамбовского дворянства С.Д. Башмаковым. Бювет по праву считался центральным местом Липецких минеральных вод. Именно здесь проходила церемония торжественного открытия каждого нового курортного сезона, описанная в «Козловской газете» в 1905 году так: «10-е мая. Открытие сезона. В час зазвонили соборные колокола, и из церкви по направлению к Нижнему парку потянулся крестный ход во главе с иконами и соборными протоиереями. После молебна у целебного источника в курзале состоялся обед с генералами, приезжими и местными, приглашёнными садовой дирекцией».
Курзал
Для балов и приёмов знатных особ, приезжающих на липецкие воды, необходимо было особое помещение. С этой целью дирекция курорта в 1806 году купила у иностранца Приори кофейный дом. В 1820 году Липецк посетил учредитель курорта император Александр I. К его прибытию на месте старого кофейного дома была выстроена красивая крытая галерея, где и прошёл бал в честь приезда государя. Галерею в простонародье называли «игрищем» а дворяне — вокзалом (вокальным залом), так как там проходили спектакли, концерты и другие развлечения для отдыхающей на курорте публики.
В 1853 году вместо галереи было построено одноэтажное, с центральной двухэтажной частью, здание вокзала, или, как его позже стали называть, курзала (курортного зала). В курзале находился концертный зал, который более 100 лет являлся лучшим концертным залом в городе, а также дамская и библиотечная комнаты, бильярд и буфет. Вокзал и бювет соединялись крытым коридором, по которому отдыхающие, попив воды, в плохую погоду могли пройти в вокзал послушать музыку. К фасаду, обращённому к Нижнему парку, была пристроена крытая терраса, где располагалась «ресторация» для любителей пообедать в компании.
В курортном зале проводились различные благотворительные мероприятия. Особой популярностью пользовалась лотерея-аллегри, которую проводило Дамское попечительное о бедных общество. Часто предметами розыгрыша служили художественные произведения, принадлежавшие или изготовленные собственноручно покровительницей Липецкого Дамского общества принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской (племянницей императора Александра II).
На сцене курзала ставили спектакли Липецкое музыкально-драматическое общество и Дамское благотворительное общество с концертными номерами выступали местные барышни-выпускницы консерватории, а также отдыхающие на курорте писатели, поэты, музыканты. На протяжении многих лет в Липецке давали гастроли артисты столичных театров.
Стены курзала помнили писателя Г. Успенского, поэта Я. Полонского, актёров Комиссаржевскую и Москвина, а также «удивительные и потрясающие звуки концерта» выдающегося русского музыканта Н. Рубинштейна.
Казённая гостиница
Здание гостиницы Липецких минеральных вод было построено в 1866 году и в перестроенном виде сохранилось до наших дней. Находится оно напротив Нижнего парка со стороны Петровского спуска. Ранее гостиница была двухэтажной, на первом этаже располагались девять номеров и большой зал ресторана, на втором этаже находились ещё три номера. «Вообще гостиница устроена и меблирована самым лучшим образом и содержится в таком порядке, что по чистоте, удобствам и дешевизне может быть сравнима с заграничными гостиницами», — отзывались современники.
Номера в гостинице снимали в основном люди среднего достатка и холостые. Господа побогаче и приезжающие на курорт с семьями предпочитали снимать дома с садом на улицах Дворянская (Ленина), Гостиная (Интернациональная) и Продольная (Плеханова). Но и эти категории отдыхающих не могли миновать гостиницы Минеральных вод, так как там находилось квартирное бюро, где собирались все сведения о свободных квартирах и номерах в частных гостиницах, а также выдавались напрокат кровати и постельное бельё. В ресторане гостиницы можно было заказать обеды на дом.
В 90-х годах XIX века гостиница Минеральных вод перестраивается в «трёхэтажное здание в 40 жилых комнат с обширным общим залом в два света», проводится постоянное отопление. С этого времени казённая гостиница действует круглый год. Вне курортного сезона в нижнем этаже гостиницы размещалась амбулаторная лечебница Липецкого отделения Красного Креста. На среднем этаже, в просторном зале с роялем, устраивались танцевальные вечера, концерты, различные развлекательные мероприятия для жителей города. Так, в конце XIX — начале XX веков казённая гостиница находится в центре культурной жизни Липецка.
Дом директора
Директорский дом, построенный в 1873 году напротив казённой гостиницы у главного входа в Нижний парк, был самым причудливым строением Липецкого курорта. С галереями и башенками, на одной из которых располагались приборы метеорологической станции, он был похож на красивый дачный домик. В доме находились врачебный кабинет директора (он же главный врач) курорта, контора и правление акционерного общества «Липецкие минеральные воды», владевшего тогда курортом. В директорском доме можно было получить всю необходимую информацию: о размещении, питании, развлечениях, практикующих врачах и отдыхающих на курорте людях, а также давались медицинские рекомендации по приёму ванн и минеральной воды.
Директор Липецких Минвод знакомил отдыхающих с незамысловатыми правилами, которые сводились к необходимости приобретения сезонных или разовых билетов, дающих право пользоваться лечебными средствами и посещать развлекательные мероприятия курорта, и к соблюдению общественного порядка.
Так, например, «курение табаку и карточная игра в помещениях, где больные пользуются лечением, а также в общих залах гостиницы в обеденные часы и в вокзале во время танцевальных вечеров и балов воспрещается, за исключением мест, которые директором будут для того указаны».
В доме директора собирался врачебный совет из всех практикующих на курорте врачей, подчас это были лучшие столичные специалисты. В советские времена в этом здании какое-то время находился детский санаторий, а в начале 70-х годов в связи со строительством подземного перехода оно было снесено.
Курортные парки
«Липецкие сады, составляющие главную особенность и красу города, действительно совмещают в себе всё, что требуется для лечебного места, порядок, чистоту, целесообразное и даже изящное устройство», — писал доктор Ф.Я. Новицкий о Нижнем и Верхнем парках. Вход в курортные парки был платным.
В Нижнем саду находились почти все лечебные и развлекательные курортные заведения: ванное здание, питьевой павильон, кумысный домик, дом директора, курзал, эстрада для симфонических концертов, читальня, фотографический павильон Цаплина, детская площадка, на которой под руководством опытного инструктора устраивались подвижные игры.
Библиотека на Липецком курорте была учреждена ещё в 1809 году министром внутренних дел князем Куракиным. Через сто лет она имела значительное собрание книг на разных языках и внушительное количество периодических изданий, как столичных, так и провинциальных. Основная часть собрания находилась в курзале, но в хорошую погоду отдыхающие предпочитали читать книги в летней читальне. Она находилась на одной из аллей Нижнего парка, в красивом деревянном домике с обширной открытой террасой. Особым спросом пользовалась курортная газета, которая называлась вначале «Липецкий летний листок», просто «Сезонный листок», а затем «Липецкий сезонный листок».
В газете публиковались списки курортников, местные новости, объявления, сообщалась информация о развлекательных мероприятиях и давалось расписание музыкальных концертов на эстраде в Нижнем и Верхнем парках.
Музыкальная часть курорта находилась под особым покровительством липецкого воинского начальника Владимира Александровича Руссова. Он не только любил, но и сам сочинял музыку. Его произведения не раз исполнялись сезонным оркестром. Часто на эстрадах и в залах Липецкого курорта играли военные музыканты, присланные командирами полков, с которыми договаривался В.А. Руссов.
Парк, заложенный с образованием курорта, в конце XIX века уже радовал глаз роскошной растительностью. Каждая аллея имела своё название: Главная, Золотая, Институтская, Быханова, Борисовского. В Нижнем парке находились Мостик любви, Кожинов мост, площадка «Трёх граций».
С каждым из названий связана страница истории курорта. В конце XIX века известный миллионер и меценат Самуил Соломонович Поликов передал свой дом на улице Дворянская под летний пансион благородных девиц, с тем чтобы воспитанницы учебных заведений ведомства императрицы Марии со всей России могли отдыхать и лечиться на Липецком курорте. Молодые девушки-институтки облюбовали одну из аллей в Нижнем парке, позже названную в их честь Институтской.
Василий Васильевич Быханов — известный в Липецке садовод. На арендованных в Нижнем парке землях он устроил оранжерею, древесный питомник и плантацию лекарственных растений, занимался благоустройством парка, поэтому одна из аллей названа его именем.
Владимир Саввович Борисовский, доктор медицины и директор курорта в 1904-1918 годах, также немало сделал для вверенного ему заведения. Аллея Борисовского заканчивалась пристанью на Петровском пруду. Сейчас примерно на этом месте находится памятник девяти народникам-революционерам, которые в июне 1879 года под видом отдыхающих курортников обсуждали вопрос о возможности цареубийства как одного из средств политической борьбы.
Кожинов мост получил своё название по фамилии предводителя липецкого дворянства Михаила Ивановича Кожина, который вкладывал собственные средства в развитие курортных заведений.
Украшали парк прекрасные клумбы с цветами и каменные вазы, необыкновенные фонтаны и ажурные беседки. «Красивые цветники из пахучих цветов, его тенистость, особенно ценная в летние жаркие дни, защита от иногда неприятного ветра, во время сенокоса приятный запах и идилличность скошенного сена делают его приятным местом для отдыха», — такое впечатление у отдыхающих оставлял Нижний парк в начале XX века.
Верхний сад курорта был меньшего размера, но занимал более выгодное местоположение на возвышенной части города. С одной стороны находилась улица Дворянская (ныне Ленина) — лучшая улица города. С другой, под крутым склоном, — Петровский пруд, соединяющий два парка. Лодочная прогулка по Петровскому пруду была любимым занятием курортников. В Верхнем парке также располагались эстрада для симфонической музыки, кумысный домик и ресторан. Одной из достопримечательностей этого места была беседка из дуба Петра Великого. По преданию, именно на территории Верхнего парка Пётр I открыл железную руду.
По наблюдению доктора B.C. Борисовского, «Верхний парк, отличающийся сухим воздухом и очень красивыми видами, действовал успокоительно на нервно расстроенных больных».
С высокой горы можно было любоваться водной гладью Петровского пруда и утопающим в зелени пригородным селом Студёнки.
В настоящее время два старейших парка — Нижний и Верхний — являются гордостью города и любимым местом отдыха липчан.
Фотограф Цаплин
Старые фотографии являются своеобразным путеводителем в прошлое, а фотограф — волшебник, сумевший через годы передать зримый образ былого.
В конце XIX — начале XX веков в Липецке работали несколько фотографов: шлиссельбургский мещанин Пётр Иванович Воронин, мещанин из Царицына Авсентий Иванович Вишняков, житель Липецка Иван Афанасьевич Дьячков, вдова полицейского чиновника Прасковья Эрастовна Петина.
Самым известным же мастером фотографии являлся Леонтий Ефремович Цаплин. Специальность фотографа была ему знакома с детства. Проживая в Щацком уезде Тамбовской губернии, каждое лето он проводил на Липецком курорте у своего дяди — отставного фельдшера Василия Никифоровича Цаплина, содержавшего фотографическое заведение в Нижнем парке. В 1900 году Леонтий Цаплин переезжает в Липецк и открывает собственный фотосалон, который на протяжении первых десятилетий XX века был лучшим в городе.
Добавить комментарий