Выборг. Парк Монрепо
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо»
Адрес: Ленинградская обл., г. Выборг, Парк Монрепо, д. 1
- Главные ворота
- Валунная ограда
- Главный усадебный дом
- Библиотечный флигель
- Оранжерейный комплекс
- Дом Виолье
- Чайная беседка
- Хижина отшельника
- Храм Нептуна
- Капелла Людвигсбург
- Погреб-ледник
- Лесная сцена
- Формовой плодовый сад
- Долина Розенталь
- Долина Китай
- Елисейские поля
- Скальная гряда
- Скала Паульштайн
- Пруд «Боб»
- Холм Мариентурм
- Сибирская кедровая сосна «Лира»
- Липовая корзинка
- Оранжерейный огород
- Кухонный огород
- Аптекарский огород
- Источник «Нарцисс»
- Грот Желаний
- Край света
- Падающий камень
- Камень Китайского зонтика
- Обелиск братьям Броглио
- Колонна двух императоров
- Скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле»
- Скульптура «Лев»
- Китайские мостики
- Остров Палатки
- Остров Пампушинка
- Остров Людвигштайн
- Пристани
Монрепо (по материалам книги «Выборг взят дерзновенный (иллюстрированный путеводитель) / Г.П. Райков. — СПб.: «Алаборг», 2010. — 72 с. (Серия «Русская провинция»)»):
Парк Монрепо, раскинувшийся на 170 гектарах побережья Выборгского залива, сегодня является государственным музеем-заповедником. Усадебный комплекс составлял около 30 га, на этой территории располагаются усадебный дом, библиотечный флигель, которые окружал пейзажный скальный парк. Первым русским владельцем этого уникального природного объекта в течение 24 лет, начиная с 1760 года, был военный комендант Выборгской крепости П.А. Ступишин. Два года его владельцем был герцог Ф.В.К. Вюртембергский, выборгский генерал-губернатор, и с 1788 по 1943 годы он принадлежал семье баронов Николаи, которые и превратили это место в «рукодельное чудо природы». Действительно «рукоделье» так органично вписалось в карельский пейзаж, что поражает даже искушённых ценителей. Корифеи архитектуры и великие мастера искусства принимали участие в его создании: русские архитекторы Огюст Монферран, Тома де Томон, Андрей Штакеншнейдер — блестящая плеяда строителей Петербурга XIX века, приглашённых сыном барона Людвига — Паулем Николаи.
Стоит упомянуть забавное сообщение в письме Фёдора Брюллова своему знаменитому брату Карлу об одном из авторов проекта: «…у Монферрана есть одно окно вставлено и на него смотреть приезжают разиня рот, как на чудо…». Вот такие мастера принимали участие в создании парка Монрепо и его усадьбы. Но в основе композиции парка выражена в первую очередь эстетическая позиция Людвига Генриха Николаи (1737-1820), владельца усадьбы. Его образованность и эстетические вкусы отражены в поэтических образах его поэмы «Поместье Монрепо в Финляндии», в личных знакомствах с великими просветителями Вольтером и Дидро. Неслучайно он стал наставником будущего императора Павла I, а закончил свою жизнь президентом Санкт-Петербургской Академии Наук. Участвовал в создании этого чуда итальянский архитектор Джакомо Мартинелли, построивший усадебный дом и библиотечный флигель. Потомки Людвига Николаи сумели сохранить тот ландшафт и ту архитектуру, которую воплотили их предки, но с 1944 года Выборг и его окрестности были отторгнуты от Финляндии, и как водится, парк Монрепо стал собственностью народа. Участь была уготована не самая худшая — здесь был дом отдыха Военной Академии связи, парк стал «Парком культуры и отдыха им. М.И. Калинина». Однако нагрузка на эту уникальную природную зону увеличилась так сильно, что это грозило гибелью симбиоза природы, удивительно многообразной, и архитектуры.
Создание Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» приостановило процесс его разрушения и позволило принять меры по охране и изучению его природного богатства. Инициаторами создания заповедника выступили интеллигенция Выборга и поддержавший её академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, хорошо знакомый с историей паркового искусства и всегда горячо поддерживавший инициативы близких ему по духу людей, направленные на сохранение природного и культурного наследия.
Покидая Выборг, необходимо взглянуть на него ещё раз с высоты птичьего полёта, чтобы понять, что и сегодня он стоит на границе, правда уже дружественной, со странами Скандинавии.
Это первый русский город, который встречает гостей нашей страны, а от первого впечатления зависит очень многое. С башни св. Олафа мы видим старый самобытный город. Улицы здесь узкие до того, что в них постоянно висит полумрак, почти везде сохранились булыжные мостовые. Дома города — это его лицо, отражение эпох, живой голос истории.
Парк Монрепо (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+ , АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):
Близ Выборга на побережье бухты Защитная Выборгского залива в северо-западной части острова Твердыш расположен парк Монрепо (от фр. mon repos — «мой покой», «моё отдохновение») — национальный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Он занимает территорию 180 га.
Историческое ядро музея составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX века. В него входят памятники деревянной архитектуры, построенные в стиле классицизма (главный усадебный дом и библиотечный флигель), и пейзажный скальный парк в романтическом стиле — уникальный памятник садово-паркового искусства.
В создании пейзажного парка принимали участие архитекторы Д. Мартинелли, О. Монферран, Ж. Тома де Томон, А. Штакеншнейдер, Ч. Тэтам, художники Я. Меттенлейтер и П. Гонзаго, скульпторы И. Таканен, Г. Боруп, садовые мастера И. Бистерфельд и Цвейгер.
Историческая часть парка органично переходит в лесопарковый массив — зону ценного природного ландшафта, который находится в особом регионе Фенноскандии. Эта территория включает два больших участка, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Здесь можно увидеть уникальные каменные гряды ледникового периода из гранитов рапакиви (буквально «гнилой камень»), достигающие высоты 20 м.
Парк Монрепо (по материалам книги «Всё про Выборг / Я.А. Максимович. — СПб: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2023. — 96 с., ил.»):
Романтический и поэтичный скальный пейзажный парк на берегу Выборгского залива по праву считается одной из главных достопримечательностей города.
Три столетия назад на месте «облагороженной Финляндии» были казённые городские выпасы и огороды, относящиеся к сельскохозяйственной усадьбе Лилль Ладугорд (со шведского — Малый скотный двор).
В 1760 году эти земли были отданы выборгскому обер-коменданту П.А. Ступишину, разбившему здесь парк Шарлотендалль. Второй владелец, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вютембергский, подаривший парку имя «Монрепо» (с франц. — мой отдых), был вынужден покинуть Россию из-за конфликта с Екатериной Великой.
В 1788 году секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (супруги Павла I и сестры герцога Вютембергского) Людвиг Генрих фон Николаи приобретает парк, а в 1801 году получает его в потомственное владение от императора Александра I. В лице Людвига Генриха Николаи и его сына Пауля Монрепо обрёл заботливых хозяев и стал знаменитым не только в России и Финляндии, но и во всей Европе.
По замыслу Л.Г. Николаи, немецкого писателя и поэта, президента Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, парк должен был предназначаться скорее не для прогулок и увеселений, а в целях просвещения. Людвиг Николаи, понимая, что неграмотным крестьянам недоступны книги, надеялся, что просвещаться и облагораживать душу они будут с помощью прогулок по парку. Moнpeпо мог бесплатно посетить каждый желающий.
Создание парка совпало с периодом романтизма в русской культуре. Мотивы любви, смерти и красоты поэт-романтик Николаи привнёс в свой парк — «истинный рай». Поэма «Имение Монрепо в Финляндии. 1804», созданная бароном, является своего рода иллюстрацией, словесным описанием парка, где действительность предстаёт в идеализированном виде. В 2011 году поэма была впервые издана Центром сохранения культурного наследия на русском языке в переводе выборгского историка М. Костоломова, с комментариями известных краеведов М. Ефимова и Ю. Мошник.
К работе по созданию парка приложили руку лучшие архитекторы, среди которых О. Монферран, Т. де Томон, А. Штакеншнейдер, Д. Мартинелли, Ч. Тэтам. В усадебно-парковый ансамбль входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля с прекрасными аллеями, павильонами, гротами, скульптурами и ажурными мостиками.
Воплощая замыслы отца, Пауль Николаи, доверяя собственному вкусу, развил романтическую тему. К периоду его владения парком относится создание таких примечательных объектов, как обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя «Калевалы» Вяйнемейнена, псевдоготические въездные ворота, а также любимая туристами капелла Людвигсбург, воздвигнутая в память о бароне Николаи.
Неоготическая капелла находится на острове Людвигштайн, семейном некрополе Николаи. В XIX веке здесь покоились останки Л.Г. Николаи и его супруги Иоганны, а в самой капелле, украшенной витражами, были установлены бюсты супругов. Попасть туда простому посетителю было непросто — остров с берегом был связан паромной переправой. Такая мера ограждала фамильный склеп от сторонних глаз.
Потомки рода Николаи сохраняли парк, созданный предками, вплоть до 1939 года. При последнем мужском представителе рода — Николаи Пауле Эрнсте Георге — вход в парк осуществлялся по личным пропускам, а плата за посещение шла в пользу бедных горожан. Таким способом Пауль Николаи пытался защитить Монрепо от бескультурья, вандализма и бесчинства. К сожалению, уже тогда был сброшен первый памятник Вяйнемейнену. Пауль Николаи, выдающийся христианский миссионер, скончался в 1919 году, но успел застать осквернение Монрепо во время гражданской войны. В 1917 году в Монрепо был казнён не один десяток российских офицеров. Со смертью Пауля Николаи и до конца XX века парк Монрепо переживал упадок.
В послевоенное время, когда Выборг находился в составе СССР, усадьбу приспособили сначала под базу отдыха, затем отдали детскому саду. Монрепо стал парком культуры и отдыха имени Калинина. В библиотечном флигеле размещался жилой дом. Всего за 15 лет, к 1960-м годам, были утрачены парковые павильоны и скульптуры. Парк эксплуатировался в качестве площадки для народных гуляний и выступлений художественной самодеятельности.
Только благодаря вмешательству и поддержке академика Д.С. Лихачёва Монрепо в 1988 году получил статус музея-заповедника. За двадцать с лишним лет были восстановлены китайские мостики; скульптура Вяйнемейнена на том же месте, поразительно схожем с местом, описанным в «Калевале»; Чайная беседка; Храм Нептуна, задуманный Людвигом Генрихом Николаи в качестве символического храма, открытость которого отражает божественную сущность в окружающей природе и в человеческой душе.
Монрепо постепенно возвращает себе истинное назначение — пристанище культуры, красоты и духовности.
Парк открыт для всех желающих с 10 до 20 ч. в летний сезон, и с 9 до 18 ч. в зимний. Добраться до Монрепо можно на городском автобусе №1/6, а от Выборгского замка — пешком через Анненские укрепления.
В прошлом году в парке была проведена масштабная реконструкция, восстановлен Усадебный дом и другие значимые объекты парка. Также действует интереснейший эко-маршрут.
Добавить комментарий