Верстовые столбы Царскосельской дороги
Верстовые столбы Царскосельской дороги (по материалам сайта tsarselo.ru, информация от 02.04.2019):
В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» царскосельской дороги, на ней установили верстовые столбы и дорога стала «верстовой». (Путевая верста равнялась 500 саженям — 1,0668 километра). Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции.
По Царскосельской дороге, начинавшей и заключавшей Московский почтовый тракт, ездили все знаменитые россияне. Большая Царскосельская дорога из столицы в Царское Село, ныне — Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе, была образцовой по своему устройству и украшению. Она всегда имела надёжное покрытие, выполненное с использованием новейших достижений в этой области, и хорошо освещалась фонарями, число которых достигало 1 100.
В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу no Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных указательных на каменные. Решение об очередном благоустройстве дороги было принято в 1764 году. В 1770-х году на Царскосельской дороге стали заменять деревянные верстовые столбы «мраморными верстовыми пирамидами».
Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трёх рук, указывающих направления трех дорог: в Петербург; на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки».
Пирамиды были «начально-конечные» и «промежуточные». Во времена Екатерины II южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, поэтому первый такой столб на Царскосельской дороге появился в 1774 году на берегу Фонтанки у съезда с Обуховского моста, а по Петергофской — у Калинкина моста… Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой.
Последний конечный — в 1775 году, на окраине Царскосельского сада. Они и поныне находятся на своих первоначальных местах. Точное количество промежуточных столбов достоверно не известно, в публикациях же приводятся различные цифры. Вероятнее всего было 23 верстовых столба, в том числе 21 промежуточный. Точно такие же столбы установили в 1777-1787 годы и на Петергофской дороге.
№ | Показатели верстовых столбов, XIX век | Местоположение с 1830-х гг. до настоящего времени |
---|---|---|
1 | От Царского Села 22/2 От Москвы 673/2 1774 Солнечные часы |
Московский просп., у д. 17 |
2 | 3 и 21 | Московский просп., между домами 47 и 49, на углу 7-й Красноармейской ул. |
3 | 4 и 20 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 79, на углу ул. Красуцкого (Киевской ул.) |
4 | 5 и 19 | Московский просп., у д. 99, пл. Московских ворот, угол Ташкентской ул. |
5 | 6 и 18 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 156 |
6 | 7 и 17 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 151, между Благодатной и Кузнецовской ул. |
7 | 8 и 16 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 167, парк Победы и угол Бассейной ул. |
8 | 9 и 15 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 179, против Алтайской ул. |
9 | 10 и 14 Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп. |
Московский просп., у д. 207, против ул. Орджоникидзе и перед пл. Победы |
10 | 11 и 13 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, между пл. Победы и Дунайским просп. |
11 | 12 и 12 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, в бывшей Среднерогатской колонии (Цветы) |
12 | 13 и 11 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, между Варшавской и соединительными железнодорожными ветками |
13 | 14 и 10 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, близ Внуковской ул. |
14 | 15 и 9 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, между Каменкой и Семидвориками |
15 | 16 и 8 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Пулковское шоссе, б. д. Семидворики, близ поворота в аэропорт «Пулково» |
16 | 17 и 7 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
За развилкой Пулковского и Петербургского шоссе, где памятник А.С. Пушкину. |
17 | 18 и 6 Повреждён в 1941-1944 гг., утрачен |
Петербургское шоссе, к северу от р. Пулковки |
18 | 19 и 5 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Петербургское шоссе, в с. Большое Пулково, у церкви |
19 | 20 и 4 Повреждён в 1941-1944 гг., утрачен |
Петербургское шоссе |
20 | 21 и 3 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Петербургское шоссе, с восточной стороны Варшавской ж.д. |
21 | 22 и 2 Утрачен в 1941-1944 гг. |
Петербургское шоссе, у Кузминской церкви |
22 | 23 и 1 17 и 5 Повреждён в 1941-1944 гг., реставрирован |
Петербургское шоссе, в створе ул. Генерала Хазова |
23 | От Санкт-Петербурга 22 До Москвы 594 Солнечные часы |
На границе Баболовского парка перед Гатчинскими воротами, у д. 62 по Парковой ул. |
Добавить комментарий