Верстовые столбы Царскосельской дороги

Верстовые столбы Царскосельской дороги (по материалам сайта tsarselo.ru, от 02.04.2019):

В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» царскосельской дороги, на ней установили верстовые столбы и дорога стала «верстовой». (Путевая верста равнялась 500 саженям — 1,0668 километра). Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции.

По Царскосельской дороге, начинавшей и заключавшей Московский почтовый тракт, ездили все знаменитые россияне. Большая Царскосельская дорога из столицы в Царское Село, ныне — Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе, была образцовой по своему устройству и украшению. Она всегда имела надёжное покрытие, выполненное с использованием новейших достижений в этой области, и хорошо освещалась фонарями, число которых достигало 1100.

В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу no Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных указательных на каменные. Решение об очередном благоустройстве дороги было принято в 1764 году. В 1770-х году на Царскосельской дороге стали заменять деревянные верстовые столбы «мраморными верстовыми пирамидами».

Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трёх рук, указывающих направления трех дорог: в Петербург; на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки».

Пирамиды были «начально-конечные» и «промежуточные». Во времена Екатерины II южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, поэтому первый такой столб на Царскосельской дороге появился в 1774 году на берегу Фонтанки у съезда с Обуховского моста, а по Петергофской — у Калинкина моста… Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой.

Последний конечный — в 1775 году, на окраине Царскосельского сада. Они и поныне находятся на своих первоначальных местах. Точное количество промежуточных столбов достоверно не известно, в публикациях же приводятся различные цифры. Вероятнее всего было 23 верстовых столба, в том числе 21 промежуточный. Точно такие же столбы установили в 1777-1787 годы и на Петергофской дороге.

Показатели верстовых столбов, XIX век Местоположение с 1830-х гг. до настоящего времени
1 От Царского Села 22/2
От Москвы 673/2
1774
Солнечные часы
Московский просп., у д. 17
2 3 и 21 Московский просп., между домами 47 и 49, на углу 7-й Красноармейской ул.
3 4 и 20
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 79, на углу ул. Красуцкого (Киевской ул.)
4 5 и 19 Московский просп., у д. 99, пл. Московских ворот, угол Ташкентской ул.
5 6 и 18
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 156
6 7 и 17
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 151, между Благодатной и Кузнецовской ул.
7 8 и 16
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 167, парк Победы и угол Бассейной ул.
8 9 и 15
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 179, против Алтайской ул.
9 10 и 14
Утрачен в 1937-1939 гг. при реконструкции Международного просп.
Московский просп., у д. 207, против ул. Орджони­кидзе и перед пл. Победы
10 11 и 13
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, между пл. Победы и Дунайским просп.
11 12 и 12
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, в бывшей Среднерогатской колонии (Цветы)
12 13 и 11
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, между Варшавской и соединитель­ными железнодорожными ветками
13 14 и 10
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, близ Внуковской ул.
14 15 и 9
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, между Каменкой и Семидвориками
15 16 и 8
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Пулковское шоссе, б. д. Семидворики, близ поворота в аэропорт «Пулково»
16 17 и 7
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
За развилкой Пулковского и Петербургского шоссе, где памятник А.С. Пушкину.
17 18 и 6
Поврежден в 1941-1944 гг., утрачен
Петербургское шоссе, к северу от р. Пулковки
18 19 и 5
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Петербургское шоссе, в с. Большое Пулково, у церкви
19 20 и 4
Поврежден в 1941-1944 гг., утрачен
Петербургское шоссе
20 21 и 3
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Петербургское шоссе, с восточной стороны Варшавской ж.д.
21 22 и 2
Утрачен в 1941-1944 гг.
Петербургское шоссе, у Кузминской церкви
22 23 и 1
17 и 5
Поврежден в 1941-1944 гг., реставрирован
Петербургское шоссе, в створе ул. Генерала Хазова
23 От Санкт-Петербурга 22
До Москвы 594
Солнечные часы
На границе Баболовского парка перед Гатчински­ми воротами, у д. 62 по Парковой ул.
Статьи, , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *