Тамбов. Особняк Асеева
Особняк М.В. Асеева
Адрес: г. Тамбов, ул. Набережная, д. 22/1
Асеевский дворец в Тамбове (по материалам книги «Тамбов: прогулки с краеведом / А.А. Горелов, Ю.В. Путилин, А.С. Нарциссов. — Липецк, 2017. — 72 с.»):
Несомненной жемчужиной среди всех объектов культурного и исторического наследства в Тамбове можно считать здание бывшего особняка (чаще его называют дворцом) фабриканта Михаила Васильевича Асеева.
Место, где 110 лет назад самый богатый человек Тамбовской губернии поставил свой дворец, находится на улице Набережной, в южной части Тамбова. Здесь, так называемое Тамбовское море — большой водоём, появившийся в 1975 году после проведения гидростроительных работ, — переходит в русло канала Цны. Берег реки в этом месте представляет собой мыс, от которого и начинается территория бывшей асеевской усадьбы. Длинной стрелообразной формой она вдаётся внутрь городских кварталов. Сегодня дендрологический парк, принадлежащий Тамбовскому кардиологическому санаторию, часто называют по-старому — Асеевский парк. Когда-то это была дубрава — одна из тех, что росли по берегам Цны. С тех пор на территории парка сохранился старый-престарый дуб с могучим стволом, с шершавой корой, изрезанной глубокими рельефами, и уже негустой, как в прежние далёкие годы, кроной. Табличка, поставленная рядом с ним, возвещает о том, что этот дуб признан объектом природного наследия и информирует о том, что ему не менее 220 лет. Однако жители города этой информации о возрасте дуба не очень доверяют. Для нас это — дуб «Патриарх», которому не менее 400 лет. Его любят, а скорее — обожают как молодые, так и пожилые тамбовчане. Стало традицией обязательное посещение дуба «Патриарха» молодожёнами в день своего бракосочетания. В целом парк — отличная зелёная зона в прекрасном месте на берегу реки. Он хорош в любое время года и пользуется несомненной любовью горожан.
И всё же главным объектом этого уголка города является даже не столько парк, сколько белоснежный дворец, стоящий на берегу реки. Фасад дворца обращён к заречным далям со стороны берегового мыса реки. Двухэтажное, выполненное, словно из белого мрамора, здание напоминает дворцовую виллу, для которой подходит больше Лазурное побережье Средиземного моря или Адриатика. Внешнее оформление дворца изобилует элементами лепного декора, многие из них можно отнести к классическим архитектурным стилям разных направлений. Однако большинство специалистов признают в качестве основного архитектурного стиля Асеевского дворца модерн. Автором проекта, как удалось выяснить в последние годы, был московский архитектор Л. Кекушев.
Каждая из четырёх сторон дворца по своему интересна и неповторима. На фасадной стороне много красивых разнооформленных окон. На южной стороне их меньше и сама она более строгая в оформлении, не такая богатая, как другие. К тому же только она не обладает симметрией, хотя у остальных трёх сторон здания есть чёткая симметрия. Особый интерес вызывают северная и западная стороны дворца. Выходящая в парк западная сторона имеет балкон на уровне второго этажа, а под ним — парадный вход с открытой ступенчатой верандой. На северной стороне есть балкон и веранда, которые чуть уже, но в красоте и изяществе отделки они не уступают главному входу. Особое очарование зданию дворца придают элементы верхнего, завершающего оформления. Здесь и возвышающаяся пирамида башенки над помещением бывшей домовой церкви и четырёхгранная стеклянная призма, предназначавшаяся для того, чтобы сквозь её наклонные грани проходил солнечный свет в главный гостинный зал на втором этаже. К особенностям внешней отделки стен дворца следует добавить ажурные ограждения и широко выступающий, тонкий словно лист карниз, форму которого повторяет и межэтажный пояс, проходящий по всему периметру здания. Во внешнем оформлении трудно где-либо отыскать ярко выраженные угловые элементы, все они скруглены. Вообще, в облике дворца преобладают криволинейные поверхности и плавные геометрические сопряжения. Даже там, где казалось бы нельзя избежать вертикальных рёбер, то в этих местах расположены цилиндрические колонны, скрывающие собой угловые формы. Такой стиль внешнего оформления создаёт впечатление открытости пространству, лёгкости и изящества. В первые годы своего существования дворец не был закрыт зелёными насаждениями (это хорошо видно на старом фотоснимке). Тогда он во всей красоте своего очарования открывался на высоком речном берегу.
Не будем рассказывать вам о внутреннем оформлении дворца в те годы, когда он принадлежал своему первому владельцу (об этом можно узнать из многочисленных краеведческих изданий), а кратко остановимся на истории этого городского объекта.
Двоюродным братьям — купцам в третьем поколении — Михаилу и Василию Асеевым принадлежали и пахотные земли и промышленные и торговые предприятия, разбросанные по центральным районам России. Однако основным их владением, доставлявшем огромные доходы, были комвольно-суконные фабрики, находившиеся в Тамбовской губернии. В 1906 году один из Асеевых — Михаил Васильевич построил в Тамбове этот дворец, потратив на это всего один год. Вот только служил он своему владельцу и членам его семьи не более 12 лет. В марте 1918 года семья Асеева была вынуждена покинуть Тамбов, однако, перед этим в 1916 году М.В. Асеев получил дворянское звание, которым Николай II отметил его большие заслуги перед империей. Последние, прежде всего, выражались в том, что из сукна, изготовленного на асеевских фабриках, была пошита практически половина всех шенелей для военнослужащих царской армии, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. О дальнейшей судьбе М.В. Асеева и его потомков долгие годы ничего не было известно. Лишь два года назад тамбовским краеведам удалось не только установить хронологию последних лет жизни М.В. Асеева, которые он провёл в эмиграции, но и отыскать его могилу на русском кладбище в столице Сербии — городе Белграде.
После Асеевых дворец, о котором мы ведём речь, буквально осиротел. Сначала, исполняя установку партийного руководства «Все лучшее детям!», представители молодой советской власти в Тамбове перевели в бывший фабрикантский дворец «колонию для детей беднейших граждан». Среди последних немало оказалось тех, кто, будучи не обогащён культурным воспитанием, стали активно расхищать из дворца всё, что только могли присвоить себе. Такое негативное явление не могло долго продолжаться и вскоре на смену «колонии детей» в бывший дворец вошли красные кавалеристы — молодые ребята, крестьянского происхождения, которые после ранений, полученных на фронтах Гражданской войны, были направлены в Тамбов поправлять своё здоровье. По своей народной простате и молодости некоторые из них могли позволить себе въехать верхом на коне во внутренние помещения дворца (высокие двери вполне позволяли это сделать), и по широкой лестнице из итальянского мрамора подняться верхом на второй этаж. Правда, при этом кусочки мраморных ступеней оказались отбиты лошадиными подковами, а ещё на шикарных асеевских коврах, застилавших полы дворца, обнаружился размазанный лошадиный помёт. Пришлось кавалеристов убрать. После них три года в бывшем дворце располагалась учебная база Тамбовского университета. К студентам не было таких претензий, как к их предшественникам, но после закрытия университета в здании дворца ещё многие годы находили стеклянные пробирки и колбы.
С 1926 года бывший дворец стал служить делу здравоохранения. Здесь был дом отдыха, потом лечебные учреждения, а в годы Великой Отечественной войны здесь, как и во многих других зданиях города находился эвакуационный госпиталь. С 1946 года в здании бывшего асеевского дворца расположился кардиологический санаторий. Об этом медучреждении многие его бывшие пациенты вспоминают с благодарностью. Конечно, многолетняя эксплуатация бывшего особняка М.В. Асеева привела его внутреннее и внешнее состояние к тому, что использовать его в дальнейшем было просто нельзя. Капитальный ремонт с 2011 по 2014 год проходил за счёт федеральных средств, и после его завершения на сайте территориального управления Росимущества по Тамбовской области были объявлены торги. Желающие приобрести бывший, но капитально отремонтированный дворец, нашлись. Однако планируемые варианты его дальнейшей эксплуатации (гостиница с рестораном и прочими увеселительными функциями) не устраивали тамбовскую общественность. Прошла череда публичных выступлений, поддержанных местными органами власти и вскоре об этой ситуации был поставлен в известность президент страны. При его непосредственном участии вопрос о бывшем дворце Асеева в Тамбове был решён положительно в пользу общественности. В результате последовавших за этим переговоров между региональной властью и министерством культуры пришли к решению о создании уникального музейного выставочного центра на базе обновлённого памятника культурного наследия — усадьбы фабриканта М. Асеева. В здании расположился филиал музея-заповедника «Петергоф». Осенью 2014 года он вступил в действие. Его открытие сопровождалось вводом большого фонтанного комплекса, оборудованного с северной стороны от здания дворца.
Добавить комментарий