Санкт-Петербург. Сквер им. Товстоногова
Фото 12.05.2015:
Сквер им. Г.А. Товстоногова — сквер в Петроградском районе города Санкт-Петербурга. Назван в честь выдающегося режиссёра Георгия Александровича Товстоногова.
- Памятник Г.А. Товстоногову
- Скульптура «Стрелецкий бунт»
- Скульптура «Азовская крепость»
- Скульптура «Выход к морю. Создание флота»
- Скульптура «Русь-Европа»
- Скульптура «Перенос знаний. Новая идеология»
- Скульптура «Парадиз»
- Скульптура «Обрёл свой дом»
Сквер имени Товстоногова (по материалам сайта petr.spb.ru, №6 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», аудиогид, 2024):
Группа скульптур в уютном сквере Товстоногова представляет собой наглядное пособие судьбы Петра и его реформистских устремлений. Экспозиция начинается скульптурой «Стрелецкий бунт».
Это один из самых трагичных эпизодов из жизни не только Петра, но и всей страны. Его отец, царь Алексей Фёдорович, женился дважды: на Марии Милославской, а после её смерти — на Наталье Нарышкиной и имел в общей сложности 16 детей. Когда умер и сам царь, развернулась серьёзная битва за престол. Нарышкины оказываются проворнее конкурентов и добиваются провозглашения царём своего наследника, что очень не нравится Милославским, которые хотели бы видеть на престоле царевича Ивана.
Проигравшие во главе с царевной Софьей решают проложить себе путь к власти копьями стрельцов. По стрелецким слободам ползёт слух, что Нарышкины якобы убили царевича Ивана. И 15 мая 1682 года пьяная, возбуждённая толпа врывается в Кремль, требуя предъявить им царевича. Мать Петра, царица Наталья Кирилловна, выводит на Красное крыльцо обоих наследников — Петра и Ивана, чтобы показать их мятежникам. Однако этого уже недостаточно.
Стрельцы проносятся по царским покоям, убивая Нарышкиных и их приближённых. Петра в этом ужасе держит за руку боярин Артамон Матвеев. Убийцы отшвыривают мальчика-царя и сбрасывают Матвеева с высокого крыльца на копья стрельцов. Буйство мятежников продолжается ещё два дня.
В памяти Петра это останется навсегда, так же как ненависть к Милославским, Софье, стрельцам, старорежимной дикости. Это станет мощнейшим стимулом его радикальных реформ, кардинально изменивших страну.
Вы можете видеть Наталью Нарышкину со своим сыном Петром и его братом Иваном, стоящих на крыльце. Это начало — онемев от страха перед разъярённой толпой, два царевича прижимаются к матери. И финал — потерпевшие поражение стрельцы приходят в Кремль и падают ниц. В основании — плаха, символ трагедии, перед которой равны и царские особы, и простой народ. Тогда Пётр не казнит стрельцов, но их время заканчивается. Наступает новая эра, в которой мальчик, закалённый невзгодами, подрастает для великих свершений.
Следующий памятник посвящён Азовским походам 1695 и 1696 годов. Азов — оплот Османской империи — Пётр покоряет в 24 года. Но не сразу. Первое сражение оказывается провальным. В 1695 году молодой царь с многочисленным войском подступает к крепости, что в устье Дона. С самого начала осада не идёт: Азов не изолирован от моря, и по воде город снабжают всем необходимым для обороны. Русские осадные батареи установлены плохо, орудия не могут сделать пролом в стене крепости, а мина, предназначенная врагам, взрывается в своих же позициях, унося жизни десятков русских солдат. К осени приходится фактически бежать домой, в Россию.
Воля, способность извлекать выводы из собственных ошибок, необыкновенная энергия — все эти качества проявляются в Петре именно после этой неудачи. За одну зиму в Воронеже строится галерный флот, который в дальнейшем обеспечит России быструю победу. Сделано это было очень необычно. Сначала на специальном судне в Архангельск доставляют заказанную в Голландии галеру. Её разбирают по частям и перевозят в Преображенское под Москвой, где сотни плотников копируют каждую деталь 22 раза! Затем все части перевозят в Воронеж, где уже строится Адмиралтейство. На нём из деталей собирают 22 галеры, тренируют гребцов и офицеров, и с началом половодья по рекам Воронеж и Дон новорождённый русский флот устремляется к Азову.
Турки потрясены, русские запирают город с моря, приглашённые австрийские инженеры руководят устройством осады, и комендант Азова, не дожидаясь штурма укреплений, сдаёт крепость. В это время рождается не только российский военный флот — страна получает правителя нового образца.
Именно там оформляется идея выхода к Чёрному морю, а опыт строительства Таганрога, портового города на Азове, всего через семь лет будет успешно применён в устье Невы.
Перед вами образ молодого Петра на вздыбленном коне. Он как Георгий Победоносец, поражающий змея. Копьё, оно же древко победного флага, вонзается в раскрытую пасть чудовища, обвивающую башню крепости, а та, в свою очередь, служит пьедесталом. У подножия — галера «Принципиум», которой командовал сам Петр.
Далее подходим к изображению корабля. Название скульптуры — «Выход к морю. Создание флота». Петра гложет мысль, что огромная страна не имеет выхода к «большой воде», как он говорил: ни на юге, ни на западе. Он грезит военно-морской мощью России. Неудачи на Чёрном море заставляют возложить надежды на Балтику.
Выгодная торговля с Западом и Востоком через балтийские порты, по мысли Петра, может обеспечить России коммерческий успех и экономическое процветание, образцом которого выступает столь любимая им Голландия.
Увлечён был Пётр и главной философской идеей того времени: знание, полученное с помощью опыта, исследований, науки, правил и законов, — вот самое верное средство достижения человеческого счастья и благополучия. Особую роль в достижении всеобщего счастья играет государство, которое тоже можно перестроить, улучшить, реформировать.
Плавание в открытом море на построенном собственными руками корабле — а Пётр был отличным плотником и моряком — является для царя символом не только преодоления стихии, но и покорения сопротивления архаичной сухопутной Руси. В этом Пётр видит своё предназначение и рвётся к морю как к цели, которая откроет стране новые возможности.
Корабль — символ обновлённой России. Пётр всю жизнь стремится выйти в открытое море, а образ рвущегося сквозь ветер и волны могучего парусника олицетворяет всё, что построено умелыми человеческими руками с точным расчётом и знаниями. Две половины грандиозной арки с победно трубящими ангелами символизируют Русь и Европу. Великий корабел и шкипер наметил свой курс на развитие страны. Его корабль, невзирая на шторм, уверенно направляется вперёд, к преобразованиям, которые послужат на благо новой России.
Раз уж мы заговорили про символ «Русь — Европа», самое время рассмотреть композицию, которая так и называется. В 1697 году Пётр инкогнито путешествует в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Ему 25 лет, он любознателен, напорист, полон сил, за всё берётся своими руками, в прямом смысле: учится на плотника-кораблестроителя в Амстердаме. А ещё имеет страстное желание воочию познакомиться с устройством и жизнью наиболее развитых стран того времени, какими были Голландия и Англия.
Голландию Пётр заочно полюбил давно, когда завёл дружбу с жившими в России голландскими корабелами и купцами. Но личное впечатление царя от маленькой страны – колоссальное. Он удивляется всему, начиная с мелочей (Пётр пишет, что голландцы живут ниже уровня моря, а везде сухо!), заканчивая главным — экономическим могуществом и богатством не имеющей ископаемых страны, десять тысяч кораблей которой бороздят все океаны мира. Юный царь осматривает фабрики, мельницы, корабли, музеи, многое желает скопировать, купить, перевести или завести в России.
Не меньше Голландии его восхитила Англия. Оценил российский правитель и политический строй этих стран — с характерными для него парламентаризмом, выборностью, свободами. Царь ищет возможность совмещения западных достижений с традиционными российскими основами. В сущности, он нащупывает модель будущей России, концепцию нового национального развития.
Будущий император убеждён: прогресс в России достигается только могучим движением просвещённой самодержавной воли. При этом нужно помнить, что вся задуманная Петром и остро необходимая стране модернизация не могла произойти сама по себе: Россия нуждалась в мировом опыте и знаниях. Их предстояло освоить очень быстро! Эту страницу жизни Петра олицетворяет «двуликий Янус». С одной стороны — собирательный образ бородатого боярина, символ допетровской Руси, с другой — гладкое лицо образованного европейца, в котором угадываются черты ближайшего соратника царя Якова Брюса. Оба стоят плотно, спина к спине, как бы защищая тылы друг друга, но смотрят при этом в разные стороны. Так, во взаимном противоречии, в борьбе и согласии, столь разные взгляды того времени способствовали созданию истории новой великой державы.
Рассмотрим скульптуру «Перенос знаний. Новая идеология». Главное открытие вернувшегося из Европы Петра — Россия катастрофически отстаёт в развитии. Как писали в то время, по всей стране циркуля не найдёшь! Да что там циркуль – не было даже своего железа! Имея у себя Урал, его везли из Швеции. Не было своего серебра – двуглавого орла выбивали на старых немецких монетах и использовали в торговле. И уж совсем не было своих инженеров и техников.
Пётр берётся за титанический труд — перенос передовых знаний и навыков в Россию. Ломает сопротивление, пробивает привычную самоизоляцию. Его реформы открывают Россию для иностранцев, зарубежным специалистам платят огромное жалованье, а они едут в загадочную страну не только за деньгами — верят необычному царю.
Из Англии и Голландии прибывают моряки и кораблестроители, из Франции в 1716 году — целый десант во главе с гениальным архитектором Жан-Батистом Леблоном, автором первого Генерального плана Санкт-Петербурга. Каждый иностранный мастер по контракту должен обучать русских так, чтобы ученики могли потом всё повторить.
Дворянская молодёжь отправляется на Запад осваивать науки и множество неведомых прежде профессий. Царь самолично принимает у вернувшихся экзамены.
Меняется государственное управление, сенат, коллегии, органы высшего госконтроля, изменения касаются всех сфер жизни страны. Царь переделывает систему образования и науки – от цифирных начальных школ до Морской академии и Академии наук. К высшим учебным заведениям прикреплены Университет и гимназия, что позволяет заниматься наукой и одновременно развивать образование. А ещё Пётр открывает дорогу европейской литературе, становится основателем первой научной библиотеки, сам редактирует.
Перед нами аллегория научных исследований и познания мира, всего того, что Пётр привнёс в Россию: первый музей, собрание редкостей — Кунсткамера, армиллярная сфера — древний небесный глобус, книги как ступени к знаниям, свиток с указом об учреждении Академии наук и подзорная труба — как символ прозорливости русского царя.
Далее следует скульптура «Парадиз». Старорежимная Москва хранит неприятные для Петра воспоминания и не спешит следовать реформам. Царь не любит останавливаться в Кремле, избегает его дворцовых покоев, особенно после смерти матери-царицы Натальи Кирилловны. Город в устье Невы становится для будущего императора любимым детищем, в котором он намерен реализовать свои самые смелые мечты — вопреки природным условиям.
С самого начала своё первое скромное поселение на берегу Невы царь называет «парадизом», «раем», «святой землёй». «Небываемое бывает» — девиз первого российского императора. Имя Петра и построенный им город — неразделимы, духом его пронизан весь Санкт-Петербург. Как святой покровитель, Пётр оберегает свою воплощённую мечту, следит за морской столицей по-отечески строго и ласково. Эта вечная любовь выражена поэтично: руки Петра согревают юный град, защищая его от ветров, наводнений, «ужаса нашествия невежд» и смертельных врагов. А сверкающий золотой ангел над городом прикрывает его от невзгод своим крылом и опирается на шпиль символа Санкт-Петербурга — Петропавловского собора.
Победная пушка. Значительная часть жизни Петра приходится на войну. Он не просто правитель, он стратег, полководец, прошедший снизу вверх все воинские и морские чины. Но победы даются нелегко.
20 лет длится противостояние России и Швеции. Поражение под Нарвой в 1700 году кажется сокрушительным, но царь возрождает армию, восстанавливает утраченную артиллерию и снова вступает в изнурительную борьбу с сильным противником — шведским королём Карлом XII. В 1707 году тот надвигается на Москву. Пётр почти два года уходит от генерального сражения, ждёт, когда его армия станет в два раза больше шведской и получит бесценный боевой опыт. И только тогда царь вступает в победную для России битву под Полтавой в 1709 году. В итоге грохот русских пушек слышит вся Европа!
Современная артиллерия возникает благодаря Якову Вилимовичу Брюсу. Одну из пушек, что грохотали в честь побед русской армии и флота, воссоздал скульптор. Она украшена медалями, которые при Петре выбивали тут же, неподалёку, в Монетном дворе Петропавловской крепости. На них увековечены славные подвиги русской армии и флота под предводительством самого Петра I и его соратников-полководцев. Самая дорогая награда — в честь победоносного Ништадского мира, который завершил Северную войну в 1721 году и заложил основы дальнейших побед Российской империи.
Заканчивает галерею скульптур композиция «Обрёл свой дом». Возможно, прозвучит неестественно, но долгие годы Пётр не имеет своего дома. В Москве не живёт, с роднёй из семьи Романовых тёплых отношений нет. Семьи у тридцатилетнего царя нет. Супругу Евдокию Фёдоровну сослал в монастырь за участие в бунте, сына — царевича Алексея — отдал на воспитание сестре. Занятый множеством дел, войной, путешествиями и походами, он кочует по стране, нигде долго не задерживаясь. И только на правом берегу Невы в мае 1703 года царь понимает: здесь он будет жить.
В том же году «царь-скиталец» встречает женщину, которая становится его любовью до конца дней. Марта Скавронская вместе с другими местными жителями в 1702 году попадает в русский плен и вскоре оказывается в доме Меншикова, ближайшего сподвижника Петра. Здесь и происходит судьбоносная встреча. Долго ещё в народе ходил упорный слух, что не обошлось тут без приворотного зелья, уж так привязан оказался суровый русский царь к простой чужеземке. Однако именно она, совсем не красавица, находит подход к вспыльчивому царю, умеет совладать с его неукротимым нравом и успокаивает одним только своим присутствием.
Влюблённый Пётр переселяет Марту (после крещения Екатерину) к своей сестре Наталье и начинает признавать детей, которых в итоге у них будет 11, но выживут всего двое — Анна и Елизавета.
В феврале 1712 года происходит долгожданное и невиданное событие — брак православного царя с иностранкой незнатного происхождения! Но в этом весь Пётр I. Его внутренняя свобода, воля и смелость позволяют ему преодолевать все запреты. Он женится по любви, и до остального ему нет дела! И свадьба его была не царской, а адмиральской, потому что Пётр до конца дней предпочитает мантии удобный кафтан адмирала.
История сохранила порядка 170 писем Петра к Екатерине, в которых неподдельные чувства и нежность с трудом вяжутся с образом всесильного и жёсткого реформатора. Тихая семейная обитель, где царь чувствует себя простым человеком. «Я иду домой», — впервые стал говорить Пётр, обретя любовь, тепло и уют. Кресло, камин, собака и верная спутница жизни рядом — всё в этой композиции похоже на декорацию к счастливой семейной сцене. Но новый российский герб, разработанный при Петре, напоминает нам о том, что дом его — вся империя и счастье его — в служении России.
Проследуем далее вдоль конструктивистского фасада Дома политкаторжан. Это был дом-коммуна для самых активных борцов с царским режимом, флагман советского строительства 1920-х годов. Часть жильцов была впоследствии репрессирована, о чём нам сообщает мемориальная доска слева.
Интересна перекличка эпох в разрезе градостроительных задач. Перед вами образцовый дом молодой Советской республики. Здесь не предполагалось кухонь, зато была общая столовая и зал для собраний. А во времена Петра I Троицкая площадь использовалась как выставочное пространство для образцового жилья для горожан новой российской столицы. На эту площадь мы с вами и выходим.
Добавить комментарий