Санкт-Петербург. Проспект Обуховской Обороны
Фото 03.06.2023:
- дом №13 — Жилой дом (1904 г.)
- дом №15 — Жилой дом (1953 г.)
- дом №17 — Жилой дом (1952 г.)
- дом №20
- дом №24 — Скорбященский храм
- дом №24 — Скорбященская часовня
- дом №28
- дом №32 — ДК «Невский»
- дом №33 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №35 — Жилой дом (1954 г.)
- дом №37
- дом №38В — Судостроительный завод Семянникова и Полетики (опытная мастерская, 1864 г.) / Невский железопрокатный завод (прокатная и сталелитейная мастерская)
- дом №39 — Жилой дом (1953 г.)
- дом №43
- дом №51 — Судостроительный завод Семянникова и Полетики (1864 г.) / Невский машиностроительный завод им. В.И. Ленина (заводоуправление, 1918 г.)
- дом №53 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №59 — Особняк (1860-е гг.)
- дом №80
- дом №85
- дом №87 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №88 — Жилой дом (1916 г.)
- дом №89 — Жилой дом (1957 г.)
- дом №90А — Жилой дом (1877 г.)
- дом №93 — Жилой дом (1952 г.)
- дом №97 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №105 — ДК им. Н.К. Крупской
- дом №107Б — Жилой дом (1916 г.)
- дом №108
- дом №115 — Жилой дом (1890 г.)
- дом №117 — Жилой дом (1890 г.)
- дом №119 — Жилой дом (1957 г.)
- дом №120
- дом №121 — Жилой дом (1953 г.)
- дом №122
- дом №123А
- дом №124
- дом №125 — ДК Пролетарский
- дом №127
- дом №131 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №141 — Жилой дом (1892 г.)
- дом №143 — Жилой дом (1951 г.)
- дом №147 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №151 Императорский фарфоровый завод
- дом №163 — Администрация Невского района
- дом №217 — Жилой дом (1956 г.)
- дом №117 к. 1 — Наземный павильон станции метро «Пролетарская»
- дом №225 — Жилой дом (1917 г.)
- дом №227/1 — Жилой дом (1937 г.)
- дом №229 — Жилой дом (1937 г.)
- дом №231
- дом №235 — Храм «Кулич и Пасха»
- дом №247
- дом №251
- Лазаревский сквер
- Дёминский сад
- Бульвар Стеклянного Городка
- Сад им. 30-летия Октября
- Бульвар Ленинградских Мукомолов
- Сквер ДОСААФ
- Смоленский сад
- Сад «Фонтанчик»
- Сквер Екатерины Демидовой
- Сад Крупской
- Сад Дудко
- Парк им. И.В. Бабушкина
- Парк «Куракина дача»
- Сад Печатников
- Сквер Николая Львова
- Сад «Спартак»
- Монастырский мост
- Шлиссельбургский мост
- Финляндский железнодорожный мост
- Володарский мост
- Большой Обуховский мост
- Памятник В.И. Ленину
- Памятный знак первой Ленинской листовке
- Бюст Н.К. Крупской
- Капсула времени
- Памятник В. Володарскому
- Скульптура «Чайки Петербурга»
Проспект Обуховской Обороны (по материалам книги «Все улицы Петербурга: История названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: Издательство АСТ, Астрель-СПб, 2024. — 816 с.»):
С петровских времён эта магистраль была началом дороги в Шлиссельбург. Город, основанный в 1323 году новгородцами как крепость Орешек, попавший в 1617 году под власть шведов и переименованный ими в Нотебург (перевод русского названия), в 1702 году был взят русскими войсками и по указу Петра I получил новое имя — Шлиссельбург, от немецкого Schlusselburg — «ключ-крепость». Непривычное название долго «обкатывалось» в русском языке, что отражалось на наименовании дороги. Наряду с официальной формой — Шлиссельбургская дорога, известной уже с 1733 года, на протяжении всего XVIII века существовали многочисленные варианты: Слиссельбургская, Шлюссельбургская, Шлюссенбургская, Шлютельбургская, Шлютенбургская. Из Шлиссельбурга дорога шла дальше, на Тихвин, а затем на Архангельск, отсюда названия Тихфинская или Тифинская, а также Архангелогородская дорога и существовавший уже с 1727 года Архангелогородский тракт. Правописание первых двух топонимов связано с тем, что несвойственный русскому языку звук «ф» в диалектах часто заменялся на сочетание «хв» («Хведор»). Такое произношение считалось простонародным, и некоторые «грамотеи», чтобы доказать свою учёность, часто делали обратную замену — передавали «хв» через «ф» даже в тех словах, где это сочетание было правильным.
С 1831 года параллельно существовало наименование Шлиссельбургский тракт. Однако слово «тракт» в Европейской России не привилось, и с середины XIX века его заменили на «шоссе». Название Архангелогородское шоссе держалось до конца XIX столетия, Шлиссельбургское шоссе в Усть-Ижоре, Понтонном и Сапёрном существует и сейчас.
В Петербурге же с 1849 года за магистралью закрепляется название Шлиссельбургский проспект. Он шёл от Александро-Невской площади до реки Славянки, но поскольку граница города в то время проходила по северному краю территории Невского завода, то в каждом из посёлков за городской чертой это был фактически отдельный проезд со своей нумерацией домов и со своим наименованием. После 1917 года все эти посёлки вошли в городскую черту, но их названия продолжали употребляться и дальше, а проспект окончательно разделился на части: от Невского завода до Московской улицы (улица Крупской) — проспект Села Смоленского, от Московской улицы до Владимирского переулка (Фарфоровская улица) — проспект Села Михаила Архангела, от Владимирского переулка до Куракиной дороги (Леснозаводская улица) — проспект Села Фарфорового Завода, от Куракиной дороги до Троицкого поля (у современного дома №261) — проспект Села Александровского, от Троицкого поля до реки Мурзинки — проспект Деревни Мурзинки, дальше шёл проспект Села Рыбацкого, нынешний Рыбацкий проспект.
Название села Михаила Архангела, которое велось от церкви, построенной Борисом Лорбергом в 1862 году на углу Шлиссельбургского проспекта и Московской улицы и снесённой в 1930-е годы, правда, постарались забыть, и 2 января 1926 года проспект переименовали в улицу Крупской, в честь жены В.И. Ленина Н.К. Крупской (1869-1939). Здесь в 1891-1896 годах она вела занятия с рабочими в Смоленской вечерне-воскресной школе (современный адрес — проспект Обуховской Обороны, 107). Фактически установилось название проспект Крупской. Много позже, когда проспекта Крупской уже не было, в честь Н.К. Крупской переименовали Московскую улицу.
Село Фарфорового завода в 1918 году переименовали в село Володарского, в честь революционера В. Володарского (М.М. Гольдштейна, 1891-1918), убитого здесь 20 июня того же года; соответственно изменилось и имя проходящего через это село проспекта. На самом деле в проспект Володарского попытались переименовать всю магистраль, но это не удалось, видимо, потому, что имя Володарского в том же 1918 году получил Литейный проспект. В 1925 году в центре села установили памятник Володарскому, а в 1936 году в этом месте был открыт Володарский мост.
Село Александровское переименовывать не стали, но проспект Села Александровского стал 19 мая 1931 года проспектом Памяти Обуховской Обороны. Так советские историки называли события, произошедшие в мае 1901 года на располагавшемся в селе Александровском Обуховском заводе. Всё началось 1 мая, когда по призыву социал-демократов и народников в знак Международного дня солидарности трудящихся около 1 500 человек не вышли на работу. Тогда 26 человек были уволены, что послужило поводом к волнениям и забастовке, и 7 мая несколько тысяч возмущённых рабочих собрались у заводоуправления. Они потребовали объявить 1 мая нерабочим днём, восстановить на работе уволенных, освободить арестованных полицией, установить 8-часовой рабочий день, повысить зарплату и т.д. Произошли столкновения с полицией, несколько рабочих были убиты и ранены. Постепенно слово «Памяти» из имени проспекта исчезло.
Проспект Села Смоленского и проспект Деревни Мурзинки своих названий до 1952 года не меняли. 15 декабря 1952-го шесть проспектов наконец объединили под общим наименованием — проспект Обуховской Обороны. Долгое время он шёл от площади Александра Невского до реки Мурзинки, а 23 февраля 1987 года был продлён на юг до улицы Третьей Пятилетки (ныне Караваевская улица).
Добавить комментарий