Санкт-Петербург. Петровская набережная
Фото 21.07.2011:
Петровская набережная — улица в Петроградском районе города Санкт-Петербурга. Тянется по правому берегу реки Невы от Каменноостровского проспекта до Петроградской набережной.
- Троицкая пл., д. 2А — Храм-Часовня Святой Троицы (2002-2003 гг.)
- Троицкая пл., д. 1 — Жилой дом Общества бывших политкаторжан (1929-1933 гг.)
- дом №2 — Дворец великого князя Николая Николаевича младшего (1910 г.)
- дом №2/2 — Доходный дом великого князя Николая Николаевича младшего (1909 г.)
- дом №4 — Жилой дом (1967 г.)
- дом №6 — Домик Петра I (1703 г., 1844 г.)
- дом №8 — Дом сотрудников Народного комиссариата ВМФ (1932 г.)
- Троицкая площадь
- Фрегат «Благодать»
- Памятник жертвам политических репрессий
- Бюст Петра I
- Скульптуры Ши-цза
- Памятник Морякам и создателям флота России
Петровская набережная (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Петровская набережная находится на Петроградской стороне между истоком реки Большой Невки и Троицким мостом. Её протяжённость — 780 м. Набережная названа в честь царя, так как на ней находится деревянный Домик Петра. Это первая и самая старая жилая постройка Петербурга. Домик срубили 24-26 мая 1703 года солдаты Семёновского полка. Уже при жизни Петра I домик признали памятником. Он заключён в каменный футляр и превращён в музей, в котором экспонируются личные вещи царя, в том числе и лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром.
Строительство Троицкого моста вызвало необходимость благоустройства набережной. Она была одета в гранит в 1903 году (архитектор Л. Новиков, инженер Ф. Зброжек). Особый интерес представляет парадный гранитный спуск к Неве напротив Домика Петра I. По проекту архитектора Л. Бенуа в 1907 году его украсили высеченными из гранита изображениями мифологических существ ши-цза, привезёнными из китайского города Гирина (Маньчжурия).
В 1948 году у юго-восточной оконечности набережной поставили на вечную стоянку знаменитый крейсер «Аврора».
Петровская набережная (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):
9 мая 1903 года, к 200-летию основания Петербурга, набережная Невы, расположенная между Троицкой площадью и Петербургской (ныне Петроградской) набережной, получила имя в честь основателя города и стала называться набережной Императора Петра Великого.
Хотя набережной было почти столько же лет, сколько и самому городу, это наименование оказалось для неё практически первым. В середине XVIII столетия она обозначалась как Набережная линия, что трудно считать оригинальным названием, либо как Невская набережная, хотя реально это название не употреблялось. Наконец, на плане 1798 года встречается наименование Троицкая набережная — по церкви Святой Троицы, находившейся на Троицкой площади. С 16 апреля 1887 года участок набережной от домика Петра I до Петербургской набережной включался в состав последней. На месте первой части набережной от Троицкой площади до домика Петра I — в XVIII веке располагалась Фрегатская гавань, и набережная здесь возникла лишь в конце XIX века.
Весьма примечательным выглядит тот факт, что при советской власти эту набережную не переименовывали. Лишь в 1930-е слишком помпезное название упростили, дабы оно не выделялось имперским прошлым. В итоге наименование приобрело удобную с точки зрения русского языка форму прилагательного — Петровская набережная.
- Дом №2 — дворец и доходный дом великого князя Николая Николаевича, образцы неоклассицизма 1910-х годов. В бывшем дворце — представительство Президента РФ
- Дом №6 — Домик Петра I
- Дом №8 — образец неоклассицизма 1930-х годов
Петровская набережная (по материалам сайта petr.spb.ru, №4 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», аудиогид, 2024):
Прогуляемся по уютному бульвару, идущему вдоль старейшей в городе Петровской набережной. Она несколько раз меняла своё имя, будучи и Невской, и Троицкой, поскольку рядом находился Свято-Троицкий собор, и даже набережной Императора Петра Великого. Современное название было присвоено уже в 20-е годы прошлого века.
В нескольких шагах от памятника Морякам и создателям флота России обратите внимание на встроенный в мощение компас, который является символом начала пути и правильно выбранного направления.
Магнитные компасы использовались ещё поморами, которые называли их «матками». Так, в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря за 1645 год сказано, что монастырь «купил лодейных восемь маток, дано 24 алтына». Ими были оснащены суда Ивана Ерастова, совершившего в 1636-1640 годах поход на Индигирку, и кочи Дежнёва, на которых он в 1648 году обогнул Чукотский полуостров и открыл пролив между Азией и Америкой. В знак особого уважения к компасу этот прибор был изображён на паперти собора в Холмогорах. В этом городе они, судя по всему, и изготавливались.
Со строительством в Адмиралтейской верфи специальной инструментальной мастерской налаживается одновременно и изготовление там компасов. Работы эти велись ещё вручную, и качество компасов зависело от искусства мастеров, которых называли «компасниками».
Буквально через несколько метров вы увидите отлитые в бронзе следы — как вы уже догадываетесь, Петра I. Длина его шага достигала 84 см, что значительно превосходило среднюю длину шага обычного человека. При этом ходил Пётр I быстро, что заставляло свиту, сопровождавшую его, двигаться практически бегом. Вспомните картину В.А. Серова, которая довольно точно передает походку царя.
Одним из главных атрибутов как флота в общем, так и любого корабля, в частности, является якорь, изображение которого мы видим сразу же за Нахимовским сквером. В эпоху Петра якоря проходили довольно примитивную, но надёжную проверку. Их кидали с определённой высоты на чугунный брус или доску. Если после этого якорь оставался целым, то на него наносили имя мастера, дату, место изготовления и литеру Р. Такой способ тестирования сохранился почти до конца XIX века.
На гербе Петербурга мы видим скрещение двух якорей: один с двумя кошками, то есть лапами, второй с четырьмя. Такие якоря были незаменимы на речных судах, поскольку были очень цепкими. Как бы такой якорь ни лёг на дно, два рога сразу же готовы врезаться в грунт.
Встроенный в мощение литой чугунный образ якоря символизирует начало Петровской эпохи строительства флота, ускоренное развитие кузнечного дела, установление регламентов испытания производимых в стране изделий из железа.
Логичным дополнением морской темы служат рядом стоящие кнехты — это парная тумба на палубе судна для крепления тросов. Здесь самое время крикнуть «Отдать швартовые!» и перейти к ростомеру, чтобы соизмерить ваши габариты с габаритами первого императора Российской империи.
По меркам эпохи царь был огромен, его рост составлял 204 см – буквально на голову выше своих современников. Здесь вы можете сделать фото и выложить снимки в свои соцсети с хештегом #путьпетра.
Напротив центральной арки Дома сотрудников Народного комиссариата ВМФ, который в народе назвали просто Дом военморов, располагается композиция из четырёх мортир, располагающихся вокруг знака в виде двух скрещённых стволов. Ещё в 1695 году Пётр I учредил при Преображенском полку бомбардирскую роту в составе четырёх пушек и шести мортир. Сам он в течение десяти лет был её капитаном и любил подписывать свои письма «Бомбардир Пётр». Ради создания новой артиллерии был издан известный приказ о переплавке церковных колоколов, в результате чего к 1701 году удалось собрать около 180 тонн бронзы. К 1720-м годам в России появилась артиллерия, во многом не уступавшая той, что была на вооружении в европейских армиях.
В конце бульвара находится медальон — символ Петропавловской крепости, встроенный в поле мощения. И поскольку один из бастионов крепости носит название Меншикова, самое время сказать о том, что именно здесь стоял дом первого губернатора, построенный на голландский манер: лепные золочёные наличники и высокий шпиль на крыше. И именно в его роскошных покоях принимали голландского шкипера, первым доставившего товары в новый город. Не раз во дворце веселился «всешутейший и всепьянейший собор».
После того как Меншиков перенёс свою резиденцию на Васильевский остров, деревянный дворец разобрали. Часть с башенкой поставили в конце перспективной дороги на Васильевском острове, где она некоторое время служила маяком.
Выше по течению находились дворы других сподвижников Петра — первого в России генерал-фельдмаршала Фёдора Головина, первого канцлера Российской империи Гавриила Головкина, «князь-папы» и учителя Петра I Никиты Зотова.
Изначально дома на набережной были деревянными. Перед каждым из них находилась деревянная пристань, которую владелец участка обязан был своевременно ремонтировать за свой счёт.
В 1710 году по воле царя на берегах Невы развернулось каменное гражданское строительство, и многие приближённые Петра I, у кого здесь были деревянные здания, начали возводить каменные дворцы. Немецкий путешественник, посетивший Санкт-Петербург в 1716–1717 годах, по праву назвал эту местность «знатнейшей частью города».
В 1730-х годах набережная потеряла престижный статус, высшие сановники Российской империи стали возводить свои резиденции на Адмиралтейском острове. Один за другим сменяли владельцев и за ветхостью разбирались дома «птенцов гнезда Петрова».
24 марта 1781 года Екатерина II указала, чтобы «торговля наша не терпела по возможности никакой нужды», взамен сгоревших возвести новые пеньковые амбары на Городском острове, как тогда называлась Петроградская сторона. Для того чтобы расчистить место, за казённый счёт выкупили стоявшие здесь дома и дворцы. Блестящий уголок петровского Санкт-Петербурга безвозвратно ушёл в прошлое.
А мы с вами петровскими шагами направляемся к Домику Петра I.
Добавить комментарий