Памятник императору Всероссийскому Николаю I был открыт в городе Санкт-Петербурге в 1859 году. Расположен в центре Исаакиевской площади. Автором памятника является скульптор П. Клодт.
Памятник императору Николаю I (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
На Исаакиевской площади находится изящный памятник: на высоком пьедестале замер гарцующий на коне всадник. Это памятник императору Николаю I.
В 1856 г. Александр II задумал увековечить память о своем отце. Разработку проекта монумента поручили О. Монферрану. Задача, поставленная перед архитектором, осложнялась двумя обстоятельствами: во-первых, монарх потребовал, чтобы конный памятник находился между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором, то есть недалеко от «Медного всадника», и Монферран понимал, что превзойти величественное творение Фальконе ему не удастся; во-вторых, император Николай I не пользовался любовью своих подданных. Следовательно, памятник ему должен был стать таким, чтобы привлекать внимание хотя бы своей необычностью.
Эта задача была поставлена перед непревзойденным мастером конной скульптуры П. Клодтом, который решил выполнить бронзовое изваяние скачущего всадника, установив коня лишь на две точки опоры. Его расчеты показали, что это возможно, если использовать противовес. В его качестве выступили засыпанные внутрь полой скульптуры картечь и цельнолитой хвост лошади.
Николая I скульптор изобразил в мундире конногвардейца, с низко надвинутой на глаза каской, увенчанной двуглавым орлом, с палашом на боку и в высоких сапогах-ботфортах. Лицо императора строго и бесстрастно.
Памятник получился исключительно красивым по силуэту: конская фигура легка, переданы малейшие детали — складки на шее лошади, вздувшиеся от напряжения вены, трепещущие ноздри; реалистична и фигура всадника. Скульптор придал изваянию не только портретное сходство с Николаем I, но и сумел передать черты характера императора: тщеславие, жестокость, страсть к показному.
Скульптуру установили на высокий многоярусный пьедестал, сквозь который от точки опоры до самого основания пропущены удерживающие ее металлические стержни. Изнутри изваяние укреплено металлическим каркасом, не допускающим деформации. Пьедестал состоит из 118 отдельных камней: нижняя часть выполнена из темно-серого гранита, верхняя — из красного порфира, а основание конной статуи — из белого итальянского мрамора. На пьедестале установлены барельефы, выполненные скульпторами Н. Рамазановым и Р. Залеманом. Они напоминают о делах императора, в числе которых — подавление мятежа гвардейских полков 14 декабря 1825 г. Выше находятся четыре женские фигуры — аллегорические скульптуры Правосудия, Силы, Веры и Мудрости. Считается, что их лица имеют портретное сходство с лицами жены и дочерей Николая I. На лицевой стороне пьедестала, под большим позолоченным двуглавым орлом-гербом, — надпись-посвящение: «Николаю I, императору всероссийскому. 1859».
Памятник придал ансамблю Исаакиевской площади законченный и целостный вид, но сам архитектор уже не увидел его завершенным. Памятник Николаю I, открытый в 1859 г., стал также и последней работой скульптора П. Клодта… Его гениальные соавторы смогли создать в высшей мере оригинальное произведение — ведь конных скульптур, имеющих две точки опоры, в мире всего три!