Санкт-Петербург. Обводный канал
Обводный канал (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
В 1804 году началась прокладка Городского канала, позднее названного Обводным. Его строительство, прерванное Отечественной войной 1812 года, завершилось в 1829 году. Протяжённостью более 8 км и шириной 21-43 м, он стал самым крупным в городе. Начинаясь от реки Екатерингофки, канал соединялся с Невой в районе Александро-Невской лавры. Навигация здесь осуществлялась с 1835 года до начала XX века. Канал долгие годы являлся южной границей города. Неудивительно, что архитектуре обширных окраинных территорий вдоль него уделялось мало внимания.
Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой. Обводный канал пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста (третий железнодорожный мост, располагавшийся между Шлиссельбургским и Атаманским мостами, был демонтирован в декабре 2010 года), а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, тогда как его набережные превратились со временем в важную автотранспортную магистраль (также имелись намерения засыпать Обводный канал с целью прокладки на его месте скоростной автомобильной дороги