Санкт-Петербург. Лебяжья Канавка
Фото 10.05.2015:
Лебяжья Канавка — канал в центре города Санкт-Петербурга, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом и Марсовым полем. Канал был прорыт в 1711-1715 годах.
Лебяжья Канавка (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):
В первые годы существования Петербурга территория западнее Летнего сада представляла собой заболоченную местность. Для осушения её были сооружены два параллельных канала — Лебяжий и Красный, который просуществовал лишь до 1765 года и был засыпан.
Лебяжий канал был прорыт в 1711-1715 годах от Невы до Мойки. Он ограничил территорию Летнего сада с западной стороны.
Впервые он упомянут в указе от 21 февраля 1727 года как канал подле Летнего сада, позже встречается название канал, что возле Летнего саду. Впрочем, ни один из вариантов полноценным наименованием считать нельзя.
Наконец в 1778 году появилось современное название — Лебяжья канавка. Оно объясняется тем, что недалеко от неё, в Летнем саду, находились два искусственных пруда, в которых поселили лебедей. Иногда употребляется вариант Лебяжий канал. В XIX веке встречались также варианты Летний канал и Лебяжья канава.
С названием Лебяжьей канавки связаны имена перекинутых через неё двух однопролётных мостов — Верхнего Лебяжьего и Нижнего Лебяжьего.
Верхний Лебяжий мост, построенный в 1767-1768 годах, находится на Дворцовой набережной, Нижний Лебяжий, сооружённый в 1823-м, — на набережной реки Мойки.
Верхний Лебяжий мост с 1821-го назывался просто Лебяжьим, поскольку тогда ещё не было Нижнего. Но и после появления Нижнего Лебяжьего он продолжал именоваться Лебяжьим вплоть до 1857 года. В 1836-1846 годах его обозначали как Лебяжий каменный, для отличия от другого, деревянного, моста.
Нижний Лебяжий мост с 1828 года тоже называли Лебяжьим. А ещё он был Летним и Лебяжьим деревянным.
Современные названия мостов известны с 1849 года; определения Верхний и Нижний обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки. В конце 1920-х годов появились варианты: Верхне- и Нижне-Лебяжий мост.
Добавить комментарий