Петергоф. Большой каскад
Фото 22.07.2011:
Большой каскад — главное сооружение грандиозной фонтанной системы музея-заповедника «Петергоф».
Большой каскад (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):
У северного фасада Большого дворца, на склоне естественной террасы расположено одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире — Большой каскад (площадь его — более 3 тыс. кв. м). Его создатели удачно использовали особенность рельефа: высокая терраса (где построен дворец) и низменная прибрежная полоса позволили оформить уникальный ансамбль фонтанов. Он удивительно гармонирует с находящимся рядом зданием, удачно вписывается в окружающий ландшафт.
Большои каскад — сложнейшее инженерное сооружение. Центром его композиции является Большой грот с пятью узкими и глубокими арками. Каждая арка украшена позолоченным маскароном (Прим. Маскарон — декоративный рельеф в виде маски. Маскароны изображают лицо человека или голову животного. В Петергофе маскароны часто служат водометами, при этом вода изливается из отверстия на месте рта). Венчают Большой грот сложной формы карниз и балюстрада. Выше располагается Малый грот с семью небольшими арками. По обеим сторонам Большого грота устроены две водопадные лестницы с семью фигурными ступенями каждая. Струи фонтанов на водопадных лестницах выбрасывают воду на разную высоту: чем ниже ступень, тем выше поднимается струя воды. В результате уровень горизонта всех струй одинаков, что подчеркивает гармонию и согласованность водометов. Еще одна водопадная лестница с тремя ступенями — центральная — расположена перед Большим гротом. Большой грот и боковые лестницы-каскады построены на монолитном основании — стилобате, у подножия которого устроен большой полукруглый ковш. Он собирает воду, испускаемую 64 фонтанами Большого каскада. В центре ковша расположен фонтан-монумент «Самсон», являющийся центром композиции Большого каскада. Из ковша выходит Морской (Самсоновский) канал. Абсолютно прямой, он тянется до Финского залива.
Большой каскад и другие фонтаны Петродворца снабжаются водой благодаря сложной системе водовода, работа которого основывается на принципе сообщающихся сосудов. В его создании принимали участие архитектор и мастер фонтанного дела француз Жан Батист Леблон, инженеры-гидравлики братья Жерар и Поль Суалем, русский инженер-гидравлик В.Г. Туволков. Инициатором украшения загородной резиденции фонтанами был сам заказчик работ — Петр I, который уделял им большое внимание и лично принимал участие в разработке проекта водовода. Новая императорская резиденция должна была выражать идею прославления России, в упорной борьбе разгромившей Швецию и завоевавшей выход к Балтийскому морю. Большая роль в этом отводилась фонтанам, в частности Большому каскаду. Построенный, как и Большой дворец, в барочном стиле, он обильно декорирован бронзовыми золочеными статуями, барельефами, маскаронами, бюстами, вазами, гермами (Прим. Гермы — погрудные бюсты (изображались без рук) на четырехгранном постаменте). Архитектурная композиция Большого каскада находится в тесном единстве с его скульптурным убранством. Она подчинена единому замыслу: выразить идею господства России на Балтийском море.
Водопадные лестницы украшены 37 статуями и 29 барельефами. Статуи изображают античных богов и мифологических существ, так или иначе связанных с водной стихией: повелителей волн тритонов, хранительниц вод наяд, сирен. Стену Малого грота украшают огромные маскароны богов Нептуна и Вакха. Фигуры античных героев аллегорически изображают победу России над Швецией (например «Персей с головой Медузы» работы Ф.Ф. Щедрина). Символика некоторых барельефов посвящена этой же теме («Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища»).
Большими художественными достоинствами отличаются фонтаны и скульптуры «Нева» и «Волхов». Первая из них создана Ф.Ф. Щедриным, вторая — И.П. Прокофьевым в 1805 г. Они расположены у подножия двух боковых каскадов и символизируют сооружение Ладожского канала, связавшего реки Волхов и Нева, что стало возможно благодаря завоеваниям Петра I.
Главным фонтаном Большого каскада, несущим основную аллегорическую нагрузку, является монументальная скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва». Она символизирует победу России над Швецией в Северной войне.
Сложная композиция Большого каскада создавалась в несколько этапов: в 1715-1720 гг. соорудили Большой грот и боковые фонтанные лестницы, полукруглый ковш и Морской канал. В 1720-1723 гг. большой вклад в создание нынешнего облика каскада внес Н. Микетти, оформивший Малый грот. Под его руководством фонтанные лестницы были украшены барельефами, вазами и статуями. Пятнадцатого августа 1723 г. в Петергофе состоялся праздник по случаю открытия новой загородной императорской резиденции. Гости были поражены увиденным — царским дворцом, регулярным парком, мощными фонтанами.
На рубеже XVIII и XIX вв. многие деформированные свинцовые статуи заменили на бронзовые. В эти годы Большой каскад украсили такими шедеврами, как «Акид» И. Мартоса, «Персей» Ф. Щедрина, его же двумя скульптурными группами сирен и «Самсоном» М. Козловского. В 1858-1860 гг. Н. Бенуа несколько перестроил каскад, улучшив систему его водоснабжения.
Добавить комментарий