Колпино. Ижорские заводы. Бассейн с разводным мостом

Ижорские заводы. Бассейн и мост, объект культурного наследия федерального значения (по материалам сайта kgiop.gov.spb.ru, проект «Маршруты наследия», №16 в авторском маршруте Александры Дмитренко «Историческая часть города Колпино и Адмиралтейские Ижорские заводы», 2016):

Центром пересечения планировочных осей «север-юг» и «восток-запад» в историческом комплексе зданий Адмиралтейских Ижорских заводов является внутренний заводской бассейн. Изначально он предназначался для грузовых судов, доставлявших на заводы сырьё и увозивших готовую продукцию. Имея чисто утилитарное назначение, бассейн стал живописным ядром всей композиции. В его устье расположен разводной мост, построенный в начале XIX века. Первый деревянный мост возводился в 1803-1805 годах по проекту Ч. Гайскойна и В.И. Гесте. После наводнения 1807 года вместо разрушенного моста был построен новый. Предположительно эти мосты являлись подъёмными, подобно мостам через петербургские каналы. Позже мост переделали в поворотный (единственный пролёт отводился к левому берегу как калитка изгороди), о чём свидетельствуют чугунные фрагменты, сохранившиеся у левобережного устоя современного моста. Дата следующей перестройки моста неизвестна и предположительно относится к 20-м годам XIX века.

Большинство зданий производственного назначения были возведены вокруг бассейна более двух веков назад по проектам Ч. Гаскойна, В.И. Гесте, А.Я. Вильсона. Один из главных специалистов по промышленной архитектуре Санкт-Петербурга В.И. Лелина отмечает: «Их стены были построены столь прочно, с таким запасом, что выдержали все испытания временем, разруху, блокаду, но они совершенно беззащитны перед натиском непонимания того, что они представляют собой уникальную, совершенно неповторимую составляющую города». В 1990 годах исторические объекты были приватизированы и проданы разным организациям, сейчас новые владельцы используют их для различных производственных и коммерческих целей.

Мосты г. Колпино, Природные объекты г. Колпино, , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *