Колпино. Ижорские заводы
Адмиралтейские Ижорские заводы
Адрес: г. Санкт-Петербург, г. Колпино, бульвар Победы, д. 1 / терр. Ижорский Завод
- Проходная (1956 г.)
- Заводоуправление (1803-1804 гг.)
- Гидроэлектростанция (1902 г.)
- Мастерская модельная и гвоздильная (1818 г., 1827-1829 гг.)
- Заводы молотовый и плющильный, медилитейная мастерская (1804 г., 1855-1858 гг.)
- Якорный завод (1806 г., 1853 г.)
- Мастерская цепопробная (1827 г., 1835 г.)
- Газгольдер (1848-1853 гг.)
- Сталелитейный корпус (1848-1853 гг.)
- Корпус цепных кузниц (1835 г.)
- Новосборочная мастерская (1860 г., сер. XX в.)
- Паровая кузница (1858-1861 гг.)
- Подвалы чугунно-литейной мастерской (XIX в.)
- Железоделательный завод (1873-1875 гг.)
- Бассейн с разводным мостом (1-я пол. XIX в.)
- Ограда (1-я пол. XIX в.)
- Главная плотина (нач. XIX в., 1902 г.)
- Плотина №2 (1821-1822 гг., 2015 г.)
Ижорские заводы (по материалам сайта kgiop.gov.spb.ru, проект «Маршруты наследия», авторский маршрут Александры Дмитренко «Историческая часть города Колпино и Адмиралтейские Ижорские заводы», 2016):
Вид на комплекс исторической части Адмиралтейских Ижорских заводов
Значительный отрезок бульвара Свободы – это мост, проложенный по гребню главной заводской плотины. С южной стороны бульвара выше плотины раскинулся Ижорский пруд (разлив реки Ижоры), а с северной расположились заводской бассейн и обрамляющие его старинные промышленные строения.
Перепад высот между уровнем Ижоры в разливе реки перед плотиной и во внутреннем бассейне составляет 10 метров. Настолько большой перепад высот, хорошо видимый всем проходящим по бульвару Свободы, является одной из главных особенностей ландшафта исторической части города Колпино.
Заводоуправление (Объект культурного наследия федерального значения)
Замыкает перспективу проспекта Ленина здание заводской конторы или заводоуправления, самое старое сооружение Колпина. В.И. Гесте проектировал его в соответствии с планом, утверждённым императором Александром I. Архитектор оформил западную границу завода пятью одноэтажными зданиями, расположенными на одной линии. В середине он выделил главную контору, сделав её двухэтажной, увенчанной башенкой с куполом и флагштоком, и ориентировал на колокольню и храм Святой Троицы, превратив её, таким образом, в композиционный центр всей левобережной части Колпина. От неё, словно волны, радиально расходятся полукружие площади, за ним полукружие канала, полукружие западной границы селения (нынешней ул. Коммуны).
В 1808 году контора стала двухэтажной (проект директора Адмиралтейских Ижорских заводов А.Я. Вильсона). В её помещениях в разное время находились не только администрация, но и производственные мастерские, гауптвахта, заводская школа. Главные ворота завода располагались под башней, как это обыкновенно делалось в промышленных зданиях России. Высотный акцент здания в нижней части поддерживался тремя арками и высоко поднятым фронтоном. С градостроительной точки зрения появление башни было обусловлено центральным положением заводоуправления на предзаводской площади и выходом на него главной улицы селения Колпино.
Почти во всех зданиях, построенных в эпоху Вильсона, сохраняется мотив арки, масштаб и величина пролёта которой изменяются в зависимости от высоты здания.
С течением времени и ростом предприятия заводская контора постепенно перестраивалась. В новых частях здания, пристраивавшихся к основному объёму, сохранялись размеры пролётов арок и высота этажей, повторяя решение фасадов центрального корпуса. Таким, каким мы привыкли его видеть, здание заводоуправления стало к 1914 году, когда по проекту гражданского инженера Шпаковского возвели вторые этажи крайних боковых корпусов. Центральная часть здания главной конторы выделена ризалитом с треугольным фронтоном. Вторя аркам центрального ризалита, обычные прямоугольные окна первого этажа погружены в неглубокие арочные ниши. Такие ниши со строгими прямоугольными окнами стали основным мотивом всего промышленного ансамбля Адмиралтейских Ижорских заводов.
В 2011 году пустующее и ветшающее здание заводоуправления было передано ОАО «Ижорские заводы» на баланс города. Средства на проведение восстановительных работ главного символа Колпина находились постепенно и трудно. 31 декабря 2015 года состоялась церемония торжественного открытия здания после первого этапа реставрации. В настоящее время здесь располагается Администрация Колпинского района.
Заводская ограда (Объект культурного наследия федерального значения)
Облик исторической части города дополняет такое удивительное и необычное в архитектурном отношении сооружение как заводская ограда на бульваре Свободы, идущая по гребню главной плотины по обе стороны от памятника героям-ижорцам. Она появилась, предположительно, в конце 1830-х годов в связи со строительством вдоль подпорной стены главной плотины здания для цепных кузниц (1836 г.). Тридцать вытяжных труб цепной кузницы, стилизованных под стволы пушек, стали опорными столбами заводской ограды. Этот приём стал ярким примером эстетического осмысления утилитарной функции. Остроумное решение заводской ограды на главной плотине приписывают А.Я. Вильсону. «Ряд дымящихся устоев заводского ограждения создавал выразительный и вместе с тем живописный облик производственного комплекса», – отмечает историк архитектуры М.А. Гордеева.
Бассейн и мост (Объект культурного наследия федерального значения)
Центром пересечения планировочных осей «север-юг» и «восток-запад» в историческом комплексе зданий Адмиралтейских Ижорских заводов является внутренний заводской бассейн. Изначально он предназначался для грузовых судов, доставлявших на заводы сырьё и увозивших готовую продукцию. Имея чисто утилитарное назначение, бассейн стал живописным ядром всей композиции. В его устье расположен разводной мост, построенный в начале XIX века. Первый деревянный мост возводился в 1803-1805 годах по проекту Ч. Гайскойна и В.И. Гесте. После наводнения 1807 года вместо разрушенного моста был построен новый. Предположительно эти мосты являлись подъёмными, подобно мостам через петербургские каналы. Позже мост переделали в поворотный (единственный пролёт отводился к левому берегу как калитка изгороди), о чём свидетельствуют чугунные фрагменты, сохранившиеся у левобережного устоя современного моста. Дата следующей перестройки моста неизвестна и предположительно относится к 20-м годам XIX века.
Большинство зданий производственного назначения были возведены вокруг бассейна более двух веков назад по проектам Ч. Гаскойна, В.И. Гесте, А.Я. Вильсона. Один из главных специалистов по промышленной архитектуре Санкт-Петербурга В.И. Лелина отмечает: «Их стены были построены столь прочно, с таким запасом, что выдержали все испытания временем, разруху, блокаду, но они совершенно беззащитны перед натиском непонимания того, что они представляют собой уникальную, совершенно неповторимую составляющую города». В 1990 годах исторические объекты были приватизированы и проданы разным организациям, сейчас новые владельцы используют их для различных производственных и коммерческих целей.
Гидроэлектростанция (Выявленный объект культурного наследия)
Центральную историческую ось «север-юг» ансамбля Адмиралтейских Ижорских заводов замыкает здание гидроэлектростанции, расположенное рядом с цепными кузницами и вплотную примыкающее, как и они, к опорной стене главной плотины. Оно перестроено из бывших молотовых кузниц, существовавших с 1813 года. В 1902 году, когда началось переустройство здания для гидроэлектростанции, были полностью использованы несущие стены и боковые проёмы предшествующей постройки, сохранены архитектурные членения фасада, а три центральных окна объединены в один витраж (архитектор неизвестен). В 1905-1906 годах здесь установили три гидротурбины с динамо-машинами мощностью 136 кВт.
В настоящее время кроме внешнего оформления здания сохранились исторические клёпаные конструкции – система исторических перекрытий, металлический клёпаный резервуар для воды, лестницы, металлические перильные ограждения. Гидроэлектростанция – образец промышленной архитектуры начала XX века в стиле модерн, сейчас является недействующим объектом.
Мастерская модельная и гвоздильная (Объект культурного наследия федерального значения)
В 1818 году были построены каменные модельная и гвоздильная мастерские. В 1827 году начальником заводов А.Я. Вильсоном составлен проект перестройки зданий. В части помещений предполагалось установить ряд чугунных колонок, междуэтажные перекрытия устроить по чугунным балкам с кирпичными сводами, сделать чугунные лестницы.
Двухэтажное, с повышенными объёмами ризалитов, завершённых треугольными щипцами, здание сохранило внешний облик, который оно приобрело после перестройки 1827-1829 годов. В мастерских частично сохранились опорные чугунные столбы, клёпаные фермы и чугунная винтовая лестница, установленная в соответствие с проектом 1827 года. В 2011 году здание передано городу с перспективой дальнейшего использования Администрацией Колпинского района.
Заводы молотовый и плющильный, медилитейная мастерская (Объект культурного наследия федерального значения)
В соответствии с планом реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов на левом берегу бассейна в 1804 году были построены здания плющильного, молотового, медного заводов, к корпусам подводились водоотводящие русла.
В 1855-1858 годах корпус плющильного завода был перестроен в соответствии с проектом реконструкции 1853 года, каким и сохранился на сегодняшний день. В здании можно увидеть перекрытия этого периода – чугунные спаренные плоские арки, нижние пояса которых связаны между собой металлической полосой и опираются на кронштейны в стенах. Арки составлены из цельнолитых секций, облегчены круглыми отверстиями, стыки между ними криволинейные на болтах. Вдоль корпуса устроен фонарь верхнего света, на нижние пояса арок уложены кирпичные своды.
С 1835 по 1845 годы велись работы по перестройке молотового завода. Кровля устроена по спаренным аркам, связанным между собой полосой в нижних поясах, подобно кровле плющильного завода. К настоящему времени сохранился фрагмент восточного фасада, соответствующего проекту 1803 года и металлические конструкции перекрытия, возведённые по проекту 1833 года.
В 1808 году построено каменное одноэтажное здание медилитейной мастерской. Здание сохранило внешний облик, который оно приобрело после перестройки, осуществлённой до 1873 года.
В настоящее время плющильный, молотовый заводы, медилитейная мастерская объединены в одно одноэтажное здание, прямоугольное в плане. Оно оформлено фронтоном по центру восточного фасада и завершено скатными крышами со световыми фонарями. Оконные проёмы расположены в нишах с полуциркульными завершениями, которые повторяют арочный мотив всего ансамбля Адмиралтейских Ижорских заводов.
Якорный завод (Объект культурного наследия федерального значения)
В 1806 году на левом берегу бассейна, ближе к главной плотине было построено одноэтажное здание якорного завода. Для подачи воды к механизмам подвели водоотводные русла, кровлю устроили по деревянным стропилам. Позднее, в 1808-1809 годах к корпусу были пристроены одноэтажные каменные части. В 1825 году здания объединили в один объём, покрытие выполнили по металлическим фермам, в кровле устроили световые фонари. В 1853 году был разработан и впоследствии осуществлён проект каменной полукруглой пристройки, в которой заработали два хвостовых молота и первый на заводе паровой котёл.
Покрытие кузницы сделано по металлическим литым стропильным фермам. Конструкции металлических покрытий имеют не только историческое, но и архитектурно-художественное значение. На сегодняшний день сохранилась пристройка и одноэтажный объём бывшего якорного завода с небольшими искажениями, внешний облик и конструкция перекрытий соответствуют проекту 1853 года.
Мастерская цепопробная (Объект культурного наследия федерального значения)
На левом берегу бассейна, у самой кромки берега расположена цепопробная мастерская. Относительно истории мастерской известно немного. Здание построено в 1827 году (архитектор неизвестен), реконструировано в 1835 году, когда к мастерской была сделана пристройка.
Здание сохранилось в настоящее время, однако элементы внутреннего чугунного каркаса утрачены. Фасады декорированы лопатками, нишами. Торцевые фасады завершены треугольными фронтонами, центры продольных фасадов выделены ступенчатыми аттиками.
Газгольдер и сталелитейный корпус (Объекты культурного наследия федерального значения)
У южного окончания бассейна по обе стороны от гидроэлектростанции симметрично расположились два крестообразных в плане здания – сталелитейный корпус и газгольдерная.
В 1848-1853 годах построен газовый завод для выработки и хранения газа. Постепенно внедрялось газовое освещение заводов, а с 1864 года – и некоторых улиц Колпина. Газгольдерная и сталелитейный корпус, начавший работу в 1853 году, имели одинаковый внешний облик.
Однотипные здания рядом с заводской оградой подчеркнули симметричность ансамбля. Фасады газгольдерной искажены позднейшими пристройками, в настоящее время корпус соединён с соседним зданием. Внутреннее пространство корпусов не сохранилось. Здания оформлены щипцами на западном и восточном фасадах, венчающими карнизами с фигурными кронштейнами. Изначально оба здания завершались одинаковыми куполами сферической формы со световыми барабанами небольшой высоты и диаметра, которые после войны были по-разному восстановлены.
В настоящее время центральная часть газгольдерной увенчана плоским куполом с небольшим вентиляционным отверстием вверху. Над сталелитейной сохранился круглый световой фонарь с радиальным остеклением и сложным завершением в виде уплощённого купола со шпилем.
Корпус цепных кузниц (Объект культурного наследия федерального значения)
Одноэтажное здание цепных кузниц расположено вдоль подпорной стены главной плотины. Со стороны заводской ограды видна лишь кровля этого сооружения. Фасады кузниц оформлены окнами с арочным завершением.
История зданий начинается в 1809 году, когда появились одноэтажные каменные строения. Назначение первоначальных корпусов не установлено. К 1835 году одноэтажные здания были капитально перестроены для размещения цепных кузниц, также проведено переустройство кирпичных сводов по металлическим балкам. К настоящему времени сохранился лишь фрагмент фасадов.
Небольшой переулок вдоль здания цепных кузниц – один из самых живописных уголков старой части заводов.
Новосборочная мастерская и паровая кузница (Выявленные объекты культурного наследия)
Новосборочная мастерская и паровая кузница расположены вдоль правого берега бассейна. Сейчас объекты являются частями одного здания. Первые одноэтажные здания на этом берегу были построены для красильной, цементной и медной мастерских в соответствии с проектом реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов 1803 года; на протяжении полувека они постоянно перестраивались для заводских нужд.
Большая машинная и сборочная мастерская, предназначавшаяся для сборки выпускаемых заводами паровых машин и механизмов, была построена по инициативе А.Я. Вильсона в 1860 году. Существующий западный фасад бывшей Новосборочной соответствует проекту 1865 года. В середине XX века корпус был расширен восточной пристройкой. Конструкция кровли и подкрановые пути не сохранились. Здание прямоугольное в плане, однопролётное.
В 1858 году архитектором А.С. Кудиновым был подготовлен проект одноэтажного каменного здания паровой кузницы, строительство которого завершилось в 1861 году. Здание прямоугольное в плане, однопролётное, стены прорезаны вытянутыми полуциркульными оконными проёмами. Над центральной частью располагался фонарь верхнего света. До настоящего времени сохранились элементы фасада, соответствующего проекту 1858 года. Здание было надстроено в советское время, конструкции исторических перекрытий утрачены.
Подвалы чугунно-литейной мастерской («Ижорские подземелья»)
По плану реконструкции 1803 года восточная (правобережная) граница заводов была оформлена зданиями слесарной, сборочной и чугунолитейной мастерских, выходивших одной линией на Соборную улицу (теперь – улица Урицкого). Они не раз перестраивались, всегда с учётом перепада высот правого берега заводского бассейна.
Наземная часть этих зданий была полностью уничтожена во время Великой Отечественной войны и в дальнейшем не восстанавливалась. По наружной границе утраченных мастерских построили заводскую ограду, выходящую на улицу Урицкого. Подземная часть чугунолитейной мастерской с помещениями для ваграночных печей хорошо сохранилась, и с ней связано много легенд, передаваемых от поколения к поколению жителями Колпина. Существует версия о том, что в подземных помещениях в XIX веке действовали карцеры для рабочих, и это не лишено смысла, так как мастеровые того времени находились на полувоенном положении, и наказания их были достаточно суровыми. Некоторые ветераны Ижорского завода и старожилы Колпина рассказывают о существовании подземного хода под улицей Урицкого (Соборная) из заводских зданий в Свято-Троицкую церковь. Но архивными документами это не подтверждается.
Подземелья являются памятниками архитектуры XIX века и памятниками строительного производства (ижорский кирпич). Они вызывают постоянный интерес у колпинцев, диггеров, а также у музейных работников, архитектурного сообщества, которые видят в них уникальный потенциал для открытия интерактивной музейной экспозиции «Ижорские подземелья». В настоящее время проходы в подземелья недоступны для посещения.
Железоделательный завод (Выявленный объект культурного наследия)
С гребня главной плотины за заводским бассейном просматривается один из витражей здания железоделательного завода, построенного в 1873-1875 годах по проекту архитектора И.А. Мерца. Оно расположено на правом берегу Ижоры у восточной границы завода. Центральный пролёт цеха перекрыт металлическими стрельчатыми арками, боковые пролёты – металлическими стропилами. Конструкции перекрытий опираются на чугунные устои наружных стен и колонны.
Южный витраж частично закрыт с 1930-х годов пристройкой бытовых помещений цеха. Во всей красе «павлин распустил свой хвост» на центральном воротном проезде северного фасада: это полуциркульное окно, вокруг которого расположено витражное остекление с веерообразным каркасом по внутреннему и внешнему контурам.
Газета «Петербургский листок» в 1874 году писала: «Главный фасад здания настолько прекрасен по своему характерному выполнению, что можно сказать, что такой изящной заводской постройки в окрестностях Петербурга ещё не видано». «Оригинальность и лёгкость инженерного замысла этого промышленного здания подчёркивали архитектурные детали: профилированные карнизы, облицовка пилонов торцевых фасадов, декорированные лучковые перемычки, что придавало целостность всей композиции. Конструктивное решение позволяло разместить в определённой последовательности крупногабаритное оборудование, подкрановые пути и организовать верхнее боковое освещение», — характеризует его историк архитектуры М. А. Гордеева.
На исторической части территории Ижорских заводов расположен ещё ряд памятников промышленной архитектуры:
- Сталеплавильный цех (1908-1910 гг., архитектор неизвестен, выявленный объект культурного наследия)
- Пильная мельница (1828-1835 гг., военный инженер А.М. Игнациус, выявленный объект культурного наследия)
- Водонапорная башня (1911, архитектор неизвестен, выявленный объект культурного наследия)
- Механосборочный цех, (бывшая бронеотделочная №2; 1912 г., архитектор неизвестен, выявленный объект культурного наследия)
- Термический цех (бывшая бронезакалочная №2; 1911 г., архитектор неизвестен, выявленный объект культурного наследия, дата постройки)
Добавить комментарий