Екатеринбург. Улица Розы Люксембург, дом 56 (Усадьба Железнова)

Фото 14.06.2013:

Усадьба Железнова (1892-1895 гг.)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 56

  • Дом жилой
  • Флигель
  • Ограда и ворота

Усадьба Железнова построена в 1892-1895 годах (архитектор А.Б. Турчевич). Является объектом культурного наследия областного значения и охраняется государством.

На доме Железнова размещена мемориальная доска:

Здесь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 находился государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга.

Усадьба Железнова, 1892-1895-е гг., проектно-сметное бюро А.Б. Турчевича (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Усадьба Железнова расположена на улице Розы Люксембург (быв. Златоустовская), застройка которой в течении XIX века складывалась как район сосредоточения усадеб и особняков. Состоит из жилого дома, флигеля и ограды. Все три сооружения расположены по уличной границе участка, имеющего в плане прямоугольную форму, с уклоном к берегу реки. Строения усадьбы поставлены на его повышенной части.

Жилой дом

В пространственно-планировочной композиции усадьбы главенствующее положение занимает жилой дом. Он размещён ближе к южной границе участка с небольшим отступом по красной линии, на которую выходит лишь парадный вход с вынесенным крыльцом. Северную границу участка занимает флигель, обращённый на улицу торцовой стороной. По фронту улицы жилой дом и флигель композиционно объединены капитальной каменной оградой с трёхчастными воротами, калиткой с металлическими створками и решёткой.

Принцип асимметрии наиболее полно выражен в композиции жилого дома, рассчитанного на обход и восприятие с разных точек зрения. Одноэтажный, с мезонином и цокольным этажом каменный дом расположен в южной части усадьбы с небольшим отступом от красной линии улицы. Композиция дома навеяна архитектурой русских каменных палат XVII века, со свойственными им асимметричностью объёмного построения и живописностью силуэта. Композиция строится на соотношении разновысоких объёмов — гранёного башнеобразного объёма с шатровой кровлей, вмещающего парадный вестибюль, выступающего объёма в левом крыле и объёма с мезонином в юго-западной части дома. Эти массивные объёмы, увенчанные высокими кровлями сложной формы, особо выделенные декором, выступают как главные элементы композиции. Объёмному решению дома Железнова присуща асимметричность, в равной степени проявляющаяся в членениях лицевого и дворовых фасадов.

Главный фасад построен на контрасте вертикальных и горизонтальных элементов. Доминирующей вертикалью является необычная композиция главного входа в форме башни с мощным порталом. Гранёная башня расчленена декором на ярусы. Нижний ярус занимает высокий перспективный портал с выступающим крыльцом.

План дома компактен, расположение помещений и связи между ними хорошо продуманы. Главный вход с улицы ведёт в парадный вестибюль с лестничным маршем. С вестибюлем связаны три помещения, главное из которых — зал слева от вестибюля, примыкающий к уличному фасаду. Кроме комнат в юго-западной части дома и в мезонине, все остальные — проходные. Помещения, примыкающие к западному дворовому фасаду, вместе с расположенными здесь лестничной клеткой и коридором соединены по анфиладному принципу. Короткие коридоры, по одну сторону которых расположены три комнаты, имеются в мезонине и в помещениях под мезонином.

Интерьеры богато декорированы. Примечательно, что формы декоративного убранства не соответствуют «русскому» стилю, в котором выдержано общее композиционное решение дома. Большинство декоративных деталей заимствовано из стиля барокко.

Ограда и ворота

Кирпичная ограда с металлическими решётками поставлена по западной и южной границам усадебного участка. Главная, парадная сторона в композиции ограды — западная, соответствующая лицевому фасаду усадебного дома. Здесь по фронту улицы ограда связывает флигель с жилым домом и воспринимается в пространственной композиции усадебного ансамбля как её важный элемент.

Главный элемент композиции ограды — монументальные арочные ворота с двумя боковыми калитками, массивными столбами и высокими кирпичными стенами. Трёхчастная схема ворот симметрична — центральная арка фланкируется двумя кирпичными стенками, в которых устроены проёмы калиток. Устои арок решены в форме столбов на каменном цоколе. Столбы декорированы фигурными полуколонками и рельефом. Арки украшены профильным рельефом, имитирующим клинчатую кладку.

Стены в верхней части отделаны кладкой под руст и имеют сложное завершение с выносами карнизов. По контрасту с массивными кирпичными формами дверцы калиток и створки ворот — нарядные, ажурные решётки из кованого и гнутого железа. В рисунке решёток использованы растительный и геометрический орнаменты.

Сквозной участок ограды перед фасадом заключён между двумя калитками — севернее и южнее жилого дома. Их форма в основном повторяет форму калиток главных ворот, кроме более сложного венчания столбиками с колонками со стороны арочного проёма. В форме ограды выделяются разные по решению фрагменты. Основная часть ограды — глухая кирпичная стена со столбами, между навершиями которых протянута набранная из звеньев металлическая решётка.

Перед лицевым фасадом усадебного дома глухая ограда сменяется ажурной решёткой. Изящный рисунок решётки контрастирует с массивным объёмом дома. Далее к югу решётка вновь сменяется глухой стеной, уступами спускающейся по понижающемуся рельефу улицы. Вся южная сторона усадьбы также ограждена глухой стеной.

В формах и декоре ограды повторяются и варьируются мотивы и детали архитектурного убранства построек усадьбы, дополняя и развивая общий композиционный замысел всего ансамбля.

Флигель

Объём одноэтажного кирпичного флигеля поставлен на северной стороне усадебного участка. Две стороны флигеля глухие.

Торцовой стороной он обращён на улицу, его помещения раскрываются во двор, и здесь же находится выход. Постройка композиционно связана с архитектурой усадебного дома и оградой.

Вход с крыльцом находится на южной стороне флигеля. Из тамбура двери ведут в две небольшие комнаты.

Уникальная городская усадьба Екатеринбурга конца XIX века, не имеющая аналогов в жилой архитектуре Урала, образец «русского» стиля в уральском усадебном строительстве.

ГАСО ф. 8, оп. 2, д. 36.

В.Е. Звагельская

Здания г. Екатеринбурга, , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *