Екатеринбург. Улица Попова, дом 4 (Дом Симанова)

Дом городского головы, купца первой гильдии И.И. Симанова (2-я пол. XIX в.)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Попова, д. 4

Дом городского головы И.И. Симанова как пример городского особняка второй половины XIX в., 1860-1870-е гг. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

В 1850 году «3-й гильдии купчиха жена Авдотья Симанова» обратилась с прошением в Уральское горное правления о постройке каменного двухэтажного дома с деревянными службами.

Проект дома был утверждён Строительным комитетом при Уральском Горном правлении 24 октября 1850 года. Наряду с чиновниками Горного правления, проект подписан архитектором К.Г. Турским. В композиции дома была использована схема «образцового» фасада.

За Симановыми значились две усадьбы, расположенные рядом. В другом плане 1880-х годов на усадьбе Симановых зафиксировано появление второго жилого дома с Г-образной конфигурацией плана, занявшего место у южной и западной границ участка.

Между старым и новым домами был образован проезд во двор. На плане 1880 года усадьба уже почти вся застроена по периметру. С запада к новому дому осуществлены пристрой. Западная граница участка выпрямлена.

Строительство на усадьбе Симановых продолжалось в 1880-1890-х годах.

На эти годы приходится пора активной хозяйственной, деловой и общественной деятельности купца первой гильдии Ильи Ивановича Симанова, занимавшего в 1884-1894 годах пост городского головы Екатеринбурга.

Автором проекта, вероятнее всего, был гражданский инженер С.С. Козлов, работавший в должности городского архитектора с 1884 по 1889 годы.

Каменный двухэтажный дом Симанова имеет сложное объёмное решение, с левым крылом, вынесенным в глубину участка, и пристроями со стороны двора. В целом объёмная композиция асимметрична. По отношению к многочастному объёму южный главный фасад дома выступает как объединяющее начало в его архитектурном решении. Его главенствующая роль подчёркнута нарядным лепным декором.

Из общей симметричной трёхчастной схемы главного фасада выпадает только его западная часть на один проём, соответствующая объёму бывшей лестничной клетки с входом с улицы. Симметрия фасада выражена как в его основных членениях, образованных тремя ризалитами, так и в расположении декора.

Центральный ризалит — самый крупный. В нём расположены широкая въездная арка во двор (переоборудованная в главный вход) и балкон с кованой решёткой на литых столбиках. Плоскость ризалита разбита лопатками, на которые на уровне второго этажа наложены пилястры с ионическими капителями. Центральный ризалит, как и боковые, слабо выступает из плоскости стены, но, благодаря высокому рельефу декора, использованию раскреповки карниза по лопаткам, введению профилей в межэтажный пояс и горизонтальные тяги, арочные формы окон второго этажа и арочного венчающего фронтона, в композиции главного фасада центральный ризалит выглядит более объёмным.

Ризалит включает полуфигурки путти в позах атлантов, вписанные в филёнки лопаток, фланкирующих арку и окна первого этажа. Отличие имеет и рисунок переплётов трёх проёмов, выходящих на балкон. По оси балконной двери карниз переходит в подвесную арку. Ризалит венчается крупным лучковым фронтоном, наложенным на парапетную стену, с водружёнными на неё вазончиками.

Боковые ризалиты имеют ту же композиционную схему и расположение декора.

На первом этаже лучковые окна с рамочными наличниками украшены редко встречающейся геральдической композицией — щитом с перевязью и плюмажем.

Окна второго этажа — арочные в ризалитах и лучковые в остальной части фасада, — кроме наличников, акцентированы ещё и сочным орнаментом из крупных цветочных гирлянд с кистями, волнообразных завитков, акантов и раковин со скульптурными головками. Орнаментальные композиции заполняют широкую полосу фриза, тимпанов венчающих фронтонов и плоскости парапетов. И здесь в растительную орнаментику вплетены раковины, плюмажи и розетки.

Дом Симановых является главным строением крупного усадебного комплекса конца XIX века, расположенного в историческом центре города. Среди типологического круга усадебных домов этого периода выделяется своей нарядной декоративной композицией главного фасада в стилевых формах эклектики.

ГАСО ф. 8, оп. 2 «Квартальные планы Успенской и Тихвинской улиц»; ф. 74, оп. 1, д. 134, л. 19; ф. 106, оп. 1, д. 524 «а», лл. 23, 24, 164; ф. 191, оп. 1, д. 17, без № л; д. 135, л. 15.

О.А. Бессонова

Здания г. Екатеринбурга, , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *