Екатеринбург. Проспект Ленина, дом 35 (Дом Севастьянова)

Фото июнь 2013 г.:

Дом Н.И. Севастьянова (1817 г., 1866 г.)

Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 35

Дом Н.И. Севастьянова (здание бывш. Окружного суда). В 1918 г. здесь находился первый в стране Уральский комиссариат труда (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Каменное трёхэтажное здание с угловой ротондой и бельведером расположено в историческом центре Екатеринбурга, рядом с плотиной городского пруда. Квартал, включающий помимо дома Севастьянова ещё несколько памятников истории и культуры, находится между Главным проспектом (ныне пр. Ленина), Тарасовской набережной (ныне ул. Горького), улицей Пушкина и Почтовым переулком. Это один из старых городских кварталов, отмеченных на генпланах ещё в XVIII веке.

Историю строительства каменного дома содержит архивный документ 1817 года о строительстве углового каменного дома для маркшейдера И. Полкова. На плане 1829 года уже показан угловой дом с ротондой. Усадьба не раз меняла владельца, что подтверждает документ 1880 года о продаже дома Н.И. Севастьяновым казне для размещения в нём Окружного суда. По документам коллежский асессор Н.И. Севастьянов приобрёл его в 1860 году у отставного канцелярского служителя С.А. Медведчикова. В 1866 году по проекту губернского секретаря А.И. Падучева дом был перестроен.

Тип дома с угловой ротондой сложился под влиянием творчества известного русского зодчего М.Ф. Казакова. А.И. Падучев наложил на классицистическую объёмную композицию сложный декор в «готических» формах, дополненный «барочными» элементами. После перестройки здание стало одним из наиболее ярких образцов «неоготики» на Урале. В 1914 году был разработан проект расширения здания Окружного суда, также выдержанный в «готической» стилистике. По нему в композиции южного фасада появился новый боковой пристрой.

Объём дома имеет форму, близкую к П-образной, и образует внутренний двор. В композиции сооружения выделяется мощный цилиндрический объём угловой ротонды с бельведером, от которого получают развитие два протяжённых объёма. Третий объём в северной части дома обращён в глубину участка.

Западный и южный уличные фасады дома и объём ротонды имеют сложную композицию. Ротонда с двумя ярусами глубоких лоджий поставлена на высокий цоколь. Нижний ярус представляет собой аркаду из полуциркульных арок, верхний — открытую лоджию с высокими стрельчатыми арками и гранёными пилястрами в узких простенках. По верху ротонды расположен лепной фриз с фигурными кронштейнами. Венчают объём карниз, парапет со столбиками и бельведер, покрытый невысоким полусферическим куполом.

Обращённый на набережную западный фасад состоит из четырёх частей, отличающихся группировкой и формой оконных проёмов и деталями убранства. Так, часть фасада, соответствующая положению двусветного зала на втором этаже, имеет свою ось симметрии, окна в форме розеток и лепной декор, не повторяющийся ни в одном из фрагментов уличных фасадов.

Более упорядочена и однородна композиция южного фасада, обращённого на проспект Ленина, хотя и в ней можно выделить две отличающиеся друг от друга части.

Убранство фасадов и ротонды разнообразно, как по видам декора, так и по его стилевым формам. Наиболее часто встречающийся мотив — стрельчатая арка. Из готики почерпнуты формы полуколонок, фронтона над главным входом, окон и декора наличников.

Главный вход в здание с крыльцом и козырьком находится на западном фасаде со стороны набережной и ведёт в парадный вестибюль с лестницей.

На первом этаже две комнаты, вестибюль и большой зал, примыкающий к ротонде, образуют анфиладу. В планировочной композиции дома выделяется группа зальных помещений, примыкающих к ротонде.

В плане второго этажа — это парадный двусветный зал, пространственно и планировочно объединённый с круглым залом ротонды.

В убранстве интерьеров широко использованы как элементы архитектурного декора, так и растительный орнамент, лепные вазоны и цветы, гирлянды и картуши. Особо выделены декором вестибюль, круглый и двусветный залы на втором этаже.

Интерьер круглого зала по всей окружности украшен резными колонками, служащими постаментом для вазонов. Широкий фриз с цветочными гирляндами на кронштейнах сочетается с декоративной композицией потолка. Её образуют крупные рельефные детали с растительным узором, подводящие к центральной восьмилепестковой розетке. Потолок в двусветном зале полностью покрыт лепниной. Стены отделаны арками, пилястрами, розетками и орнаментом. Двусветный зал соединяется с залом в ротонде широкой аркой гранёной формы.

Сводчатый потолок вестибюля отделан лепной декорацией под деревянную обшивку с растительным орнаментом. Разнообразие «готических» деталей убранства интерьеров дополнялось классицистическими. Такова форма дверного портала с ионическими пилястрами и треугольным фронтоном с акротериями.

В комнатах южного корпуса сохранились уникальный камин с зеркалом в стиле «рококо» и изразцовая печь.

Парадная лестница с высоким пространством лестничной клетки имеет ажурную кованую решётку ограждения. Мотив трёхлопастной арки широко использован не только в отделке интерьеров и формах окон, но и в формах внутренних дверных проёмов.

Каменный дом с угловой ротондой — уникальный для города образец в стилевых формах классицизма, аналогов которому не было на Урале.

ГАСО ф. 11, оп. 1, д. 2, 45, 45 об., лл. 112, 143 об.; оп. 7, д. 1122; ф. 25, оп. 1, д. 2152, л. 30 с об.; ф. 59, оп. 2, д. 7475; ф. 191, оп. 1, д. 58.

В.Е. Звагельская

Здания г. Екатеринбурга, Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *