Грязи
Грязи — город в России, административный центр Грязинского района Липецкой области.
Топонимия Грязей (по материалам книги «Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с.»):
Грязи, гор., р.ц., Липецкая обл. Возник как посёлок при ст. Грязи (открыта в 1868 г.). Название по соседнему с. Грязи, основанному в XVIII в.; ойконим от грязь «болото, топь». С 1938 г. гор. Грязи.
Грязи (по материалам книги «Липецкая топонимия / В.А. Прохоров. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1981. — 160 с.»):
ГРЯЗИ, г., центр Грязинского района, на р. Матыре. На месте города, там, где ныне проходит улица Первомайская, в конце XVIII в. возникла небольшая крепостная д. Дмитриевка. В 1834 г. она имела 21 двор. В 1868 г. рядом прошла ж.-д. линия Москва-Воронеж. Образованная около Дмитриевки станция получила название по находящемуся невдалеке старинному с. Грязи. А в 1869 г. отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой. Это обусловило рост пристанционного поселка. который вскоре поглотил небольшую деревеньку Дмитриевку и стал расширяться дальше.
За первые два десятилетня Советской власти Грязи сильно выросли и в 1938 г. были преобразованы в город. Теперь здесь действуют предприятия железнодорожного транспорта, заводы ремонтно-механический, железобетонных изделии, культиваторный, сахарный, пищекомбинат, швейная фабрика.
Во время поездок с агитационно-инструкторским поездом «Октябрьская революция» 2 ноября 1919 г., 8 января и 3 августа 1920 г. в Грязях побывал М.И. Калинин.
Грязи (по материалам книги «Грязи: прогулки с краеведом / Я.А. Юдина. — Липецк, 2016. — 74 с.»):
Грязинский край
На территории нашего края люди жили с глубокой древности. Проведённые ранее археологические раскопки на территории города Грязи показали, что люди здесь жили в эпоху бронзы за три тысячи лет до нашей эры. А так же сохранились остатки селищ IX-XIII веков. В районе Ярлуковской протоки, в урочище «Перемоище», что находится меж сёлами Ярлуково и Казинка, проводились раскопки славянского поселения «городского типа» XI-XIII веков с остатками жилищ, металлургического и металлообрабатывающего производства, ещё раз напоминающими нам, что район современного города Липецка — древнейший металлургический центр России.
Город Грязи — крупнейший железнодорожный узел на Юго-Восточной железной дороге. Предание связывает его имянаречение с деловой осенней поездкой Петра Великого на воронежские верфи. Ехала, тащилась якобы карета императорская по хлябям чернозёмным и на окраине богом обиженного селения так погрязла, что колесо не выдержало. И повелел будто бы император странный пункт населённый — черезчур хваткий, кованых колёс не жалеющий, именовать коротко и ясно: «Грязи!».
В 1807 году Тамбовская губерния была разделена на 12 уездов, в том числе и Липецкий. В состав Липецкого уезда входила Грязинская волость с центром с. Грязи.
Настоящий гром небесный разбудил эти места весной 1865 года, когда началось строительство железной дороги от Рязани до Козлова (Мичуринска).
4 сентября 1866 года по новой дороге уже было открыто движение. В этот же день был заложен и первый камень на месте будущее станции Грязи-Воронежские.
Железнодорожная лихорадка наращивала обороты. 30 августа 1868 года первый паровоз отправился из Грязей в Елец. Министр путей сообщения направил срочную депешу императору Александру II: «Вашему Императорскому Величеству имею счастье всеподданнейше донести, что сегодня 30 августа, открыто движение по вновь устроенной Елецко-Грязинской железной дороге. Станция Грязи находится на Козлово-Воронежской дороге, таким образом, Елец через Воронежско-Козловскую и Рязанскую дороги уже соединён с Москвою…» Подписал: генерал-лейтенант Герстфельд. На письме — императорское резюме: «Очень рад».
В короткий срок Грязи стали уважаемым во всей России железнодорожным узлом четырёх направлений: Московского, Царицынского (Сталинградско-Волгоградского впоследствии), Воронежского и Орловского. Уже в восьмидесятые годы 19 века через него циркулировало свыше пяти миллионов пудов грузов — хлеба, цемента, строительного леса, нефти, белорыбицы и зернистой икры из каспийско-волжского рыбьего царства. В 18-м томе «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона на 827-ой странице зафиксировано: «Грязи — с. Тамбовской губернии, Липецкого уезда, ст. Воронежско-Козловской, Орловско-Грязинской и с. Грязе-Царицинской ж.д. Одно из лучших пассажирских зданий в России. Дворов 250, жителей 1694; 20 лавок, 3 постоялых двора, известковое производство, с оборотом на 15 тыс., при 20 рабочих».
Железнодорожный узел определил перспективу развития Грязей. 17 января 1914 года губернская газета «Тамбовский край» сообщала: «На тусклом фоне серенькой жизни пос. Грязи произошло крупное событие, которое может оказаться «историческим днём» в летописи этого посёлка. 12 января торжественно открыто Грязинское Общество содействия благоустройству посёлков Грязи и Александро-Мариинского». В том же году, в сентябре, в посёлке первый духовой оркестр. В озвучиваемые им революционные и послереволюционные годы железнодорожный узел и посёлок переживали взлёты и падения, череду дней разрушительных и созидательных. В город посёлок был преобразован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 4 декабря 1938 года.
Грязинский муниципальный район образован в 1928 году. Район занимает территорию 136 тыс. га. Административный центр — г. Грязи, крупный железнодорожный узел на Юго-Восточной железной дороге. Магистральные железнодорожные линии обеспечивают центру района транспортно-экономические связи со всеми железнодорожными линиями страны. В состав Грязинского района входят 17 муниципальных образований: городское поселение г. Грязи и 16 сельских поселений, всего 62 населённых пункта. Население Грязинского района составляет 79,1 тыс. человек.
В районе 26 общеобразовательных школ, профучилище, технический колледж, 18 дошкольных образовательных учреждений. Ежегодно в детских садах открываются дополнительные группы, группы кратковременного пребывания детей и дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях, проводятся реконструкции помещений.
Медицинскую помощь нашему населению оказывают: ГУЗ «Грязинская МРБ», НУЗ «Узловая больница на ст. Грязи-Воронежские ОАО «РЖД», Липецкая областная психоневрологическая больница №1, 26 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 офиса общей врачебной практики и 2 врачебные амбулатории. В течение последних лет в соответствии с планами социально-экономического развития района в надлежащее техническое состояние приведена материальная база медицинских учреждений «Грязинская МРБ»: проведены капитальные ремонты и реконструкция детского отделения и детской поликлиники, стационара и поликлиники, открыты офисы общей врачебной практики в с. Плеханово, с. Фащевка. Поликлиника и стационар МРБ полностью оснащены современным медицинским оборудованием, внедрены программы электронной регистратуры детской, стоматологической, взрослой поликлинике и дневном стационаре.
На территории района функционируют 17 культурно-досуговых центров, которые включают 19 сельских домов культуры и 4 городских. Завершается масштабное строительство Центра культурного развития. Для Центра культурного развития приобретено самое современное звуковое и световое оборудование.
Район располагает развитой сетью учреждений культуры. 24 библиотеки, детская школа искусств, парк культуры и отдыха, скверы, музей.
Пристальное внимание администрация района уделяет развитию физической культуры и спорта. В районе действует детско-юношеская спортивная школа, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном «Дельфин». Построены современные универсальные спортивные площадки с синтетическим покрытием для игровых командных видов спорта, причём одна из них в сельской местности, игровое поле на две площадки для игры в пляжный волейбол и игровое поле на три площадки для игры в бадминтон. 4 мини-футбольные площадки с травяным синтетическим покрытием, одна из них в сельской местности и одна площадка с покрытием современного поколения. Продолжается строительство городской лыжной трассы протяжённостью 1500 км. Действует районная лыжная трасса и «Тропа здоровья» в лесном массиве села Кузовка. Второй год функционирует стандартная хоккейная площадка с музыкальным сопровождением и освещением, работает пункт проката спортивного инвентаря. В селе Плеханово работает хоккейная площадка с современными пластиковыми бортами, освящением, тёплыми раздевалками и системой заливки льда. Грязинские спортсмены являются победителями и призёрами многих престижных соревнований по вольной борьбе, тяжёлой атлетике, футболу, мини-футболу, плаванию и стилевому каратэ.
Основа индустрии Грязинского района — благоприятные природно-экономические условия, которые способствуют развитию многопрофильного сельского хозяйства и на его базе перерабатывающих предприятий. Грязинский район — район индустриально-аграрный. Экономический потенциал района составляет 22 промышленных предприятий, 10 сельхозпредприятий, 91 крестьянско-фермерское хозяйство, широко развита торговая сеть.
Продолжается реализация масштабного проекта — особая экономическая зона «Липецк», которая располагается на землях нашего района. Сегодня на территории ОЭЗ зарегистрировано 45 резидентов, создано более 3000 рабочих мест.
Немаловажную роль в экономической жизни района занимает автомобильный и железнодорожный транспорт. Через город Грязи проходят железнодорожные магистрали в четырёх направлениях Юго-Восточной железной дороги, образуя крупный железнодорожный узел, в который входят три железнодорожные станции и ряд предприятий по обслуживанию железнодорожного транспорта.
Грязинский район — один из наиболее динамично развивающихся районов Липецкой области. Реализуются государственные и муниципальные программы ипотечного жилищного кредитования, программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, программы в сфере образования, молодёжной политики и спорта, сельского хозяйства, профилактики правонарушений. В районе широко реализуется программа энергосбережения и благоустройства. Одной из наших главных задач является забота о пожилых и нуждающихся людях, многодетных семьях, инвалидах, сиротах. В районе отлажена система предоставления социальных услуг, оказание адресной социальной помощи, реабилитации инвалидов, социальной помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
С целью повышения качества оказания услуг в районе открыт многофункциональный центр, который предоставляет около 300 государственных и муниципальных услуг населению. Для граждан и юридических лиц работают 22 окна. Услуги оказывают 17 организаций, деятельность которых связана с предоставлением коммунальных услуг, социальной защитой населения, оформлением права собственности и аренды на недвижимое имущество и земельные участки, миграционная, налоговая службы.
Для решения наиболее остро стоящего вопроса временного размещения и регистрации по месту жительства прибывающих соотечественников, построен и введён в эксплуатацию Центр Временного Размещения Переселенцев, который представляет собой два 2-х этажных жилых дома, на 18 квартир — гостиничного типа, общей площадью 1200 кв.м.
5 лет подряд сельсоветы нашего района занимают первое место в областном соревновании сельских поселений Липецкой области по реализации 131 федерального закона.
Более 20 лет район возглавляет глава администрации Грязинского муниципального района Владимир Тимофеевич Рощупкин. Благодаря его высокой компетентности, стратегическому мышлению Грязинский район в числе лучших районов области. Район неоднократно становился лидером по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, победителем среди лучших муниципальных образований области по социально-экономическому развитию территорий, под началом главы района Владимира Рощупкина г. Грязи победил во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России». В 2015 году Грязинский район вновь признан лучшим в области.
На рубеже веков
В целом промышленность до середины XIX века развивалась медленно. В подавляющем большинстве население было занято земледелием, отхожими промыслами, а в межсезонье — кустарным ремеслом. В отчётах середины XIX века среди промышленных предприятий числились мельницы — водяные и ветряные. Мелкие водяные мельнице имелись на Матыре, Байгоре, Самовце и других реках. После реформы 1861 года помещики на наших землях стали насаждать на своих усадьбах предприятия, работающие на местном сырье. Безусловно, на быстрый рост промышленности оказало влияние строительство железных дорог.
Именно со строительством крупного ж.д. узла Грязи в конце 60-х годов XIX века появилась промышленность. Это были локомотивные здания с небольшими мастерскими, Козлово-Воронежской, Грязи-Елецкой и Грязи-Борисоглебской железных дорог.
В 1875 году около станции Грязи липецким купцом М.Е. Расторгуевым был основан известковой завод. Издавна в районах сёл Каменное, Грязи, Б-Самовец, Ярлуково велась добыча камня, который обнажался по берегам рек и оврагов. Крестьяне ломали его сами или сдавали каменоломни в аренду. Его использовали главным образом, для изготовления мельничных жерновов и в небольшом количестве — на строительство. Вскоре была построена первая печь для обжига известняка. На предприятии работало не более 30 человек рабочих из местных крестьян. Добыча камня и производство извести заметно увеличилось. Остро встал вопрос о сбыте продукции. В 1896 году к заводу была подведена железная дорога. Известь и камень начали отправлять во многие районы Европейской части России. Количество рабочих возросло до 25 человек.
В 1898 году заработал Грязинский болтозаклёпочный и гвоздильный завод. Позднее построен шпалопропиточный завод, стрелочный завод (ныне мотовозоремонтный), газовый завод.
В 1881 году в Тамбове составлен план посёлка при станции Грязи Козлово-Воронежской ж.д. Это был самый первый план нашего города. В этом же году появился Паровой маслобойный завод (1881 г.) наследников Уланова, на котором работало 75 рабочих, большая часть крестьяне ближайших селений. Средняя плата рабочим от 12 до 50 рублей. Завод производил ежегодно до 300 тысяч пудов растительных масел всех видов и свыше 500 тысяч пудов семечковых выжимок. Улановы постоянно проживали в Москве, в Грязи приезжали редко, всеми делами вершил управляющий. В сентябре 1919 года завод начисто был разграблен бандами Мамонтова.
В 1883 году работал лесопильный завод общественных работ. Выпуск продукции — 16000 рублей., рабочих — 60 человек.
В 1891 году около станции Грязи был основан 2-й известковый завод, купчихи М.Г. Расторгуевой. Имелись небольшие горны в селе Каменное и на левом берегу Матыры рядом с железнодорожным мостом.
В 1984 году на грязинской земле появилось ещё одно предприятие — механический завод инженера Г.П. Старженецкого — Лаппы. Построен он был в Таволжанской волости на ст. Грязи-Елецкие и специализировался на выпуске и изготовлении мостовых ферм. В 1897 году на заводе работало 177 человек, а в 1903 году — уже около 300. Завод имел 16 сверлильных станков и по одному токарному и строгальному станку.
При проведении первой Всероссийской переписи населения в 1897 году в посёлке Грязи оказалось 129 дворовых мест, 156 жилых домов, 784 жителя мужского пола, 678 — женского, всего 1462 человека. Имеются 2 церкви, 2 приходские школы, 16 лавок, 2 харчевни, 2 трактира, заводы — известковый и маслобойный, еженедельный базар. В посёлке 2 ярмарки: осенняя (14 сентября) Воздвиженская и зимняя (6 декабря) Никольская.
С конца XIX века стала проводиться ещё одна ярмарка — Александро-Невская в посёлке Александро-Мариинском Таволжанской волости. Она была трёхдневной. Сюда съезжались крестьяне сёл расположенных в пределах Грязинской, Таволжанской, Ивановской, Бутырской, Шехманской и других волостей.
В дни ярмарок гремела музыка у каруселей и качелей, а так же у балагана, где выступали клоуны, было особенно многолюдно и весело. Так же производилась торговля бакалейным, мануфактурным и мелкоштучным товаром.
Основные владения на территории посёлка Грязи принадлежали помещикам — Мелентьеву, Расторгуеву, князю Волконскому и др. Во владение Мелентьева входило всё левобережье Матыры. Большой территорией располагал князь Волконский, во владения которого входила большая территория сада на правом берегу Матыры, вся юго-восточная часть современного города. Купил эту часть земли он у крупного землевладельца И.Б. Бланка. В своё время Бланки владели деревней Дмитриевкой, селом Петровкой и сельцом Вербки (Елизаветино). Борис Карлович Бланк в своё время был довольно известным поэтом. Центральная часть земли посёлка Грязи находилась во владении Дмитриевского сельского общества. Остальная часть небольшой территории посёлка, находилась в пользовании общества и ведомств.
В 1902 году вышла ещё одна очень интересная книжка П.П. Семёнова-Тян-Шанского «Россия, полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей». Ст. Грязи — пишет он, — разрослась ныне до такой степени, что вместе с волостным селом Грязями имеет до 10 тыс. жителей, много лавок и грузит до 2.400.000 пудов, большей частью хлеба. У ст. Грязи построен железнодорожный завод бельгийской компанией. Матыра широкая, многоводная река, ныне текущая по густозаселённой, почти безлесной местности, прежде текла в такой густой лесами местности, как ещё течёт ныне река Воронеж, что доказывается многочисленными находками на дне Матыры старых дубовых, нередко вековых деревьев, почерневших от времени.
В посёлке Грязи немецко-австрийской фирмой на деньги Банка России был построен элеватор. Элеватор был построен в 1912 году, ёмкостью 1 миллион 700 тысяч пудов тяжёлого зерна.
Согласно архивным документам на торжественном освящении и открытии предприятия 18 ноября 1912 года присутствовали управляющий Государственным банком А В. Коншин, заведующий зернохранилищами страны В.Д. Ильин, строитель элеватора М.В. Вавилов, другие приглашённые лица. Грязинский элеватор считался третьим по величине в дореволюционной России.
Предприятие было построено в рекордно короткий срок — за 10 месяцев и 8 дней. Обошёлся элеватор Государственному банку России в 690 тысяч рублей. Его высота составила 22 сажени (46,2 метра) — на 2 сажени выше Александровской колонны в Петербурге. На строительстве трудились 2 тысячи рабочих. Мощность элеватора рассчитана на 1700 тысяч пудов тяжёлого зерна (27 200 тонн). Было установлено 8 норий (зерноподъёмников) производительностью 33 тонны в час каждая. В нижней части элеватора имелись 3 тоннеля с железнодорожными путями для подачи вагонов и один гужевой путь для разгрузки подвод, что позволяло за один час разгружать более 16 вагонов. Зерно хранилось в 190 силосах размером 3×3 метра и глубиной 20 метров. Для работы оборудования была построена электростанция мощностью 200 кВт, для сушки зерна — две зерносушилки производительностью 7 тонн в час каждая.
В конце XIX столетия на деньги правительства Российской империи в посёлке возвели образцовую скотобойню, первым арендатором которой стал англичанин Джеймс Кок, обязавшийся за три года переработать 60 тысяч свиных туш.
Грязи железнодорожные
Станция Грязи на карте царской империи появилась в XIX веке, в конце 60-х годов, там, где прошло пересечение двух железных дорог идущих с севера на юг, с запада на восток. Строил дорогу подрядчик купец 1-й гильдии из Рязани С. Поляков. Дорога от Москвы на юг, в данном случае через Грязи до Воронежа проходила с целью транспортировки промышленных и сельскохозяйственных товаров к Чёрному, Азовскому, Каспийскому морям.
Строительство в царское время осуществляли крупные предприниматели, всевозможные купцы, фабриканты, заводчики, крупные землевладельцы и широко применялся иностранный капитал.
Строительство новой магистрали началось сразу же после приёмки в эксплуатацию дороги Грязи-Елец. Одновременно велась прокладка дороги от Ельца в сторону Орла. В областях русского Черноземья практически одновременно строилось несколько дорог, в том числе дорога Козлов-Тамбов, о которой уже упоминалось. Все эти магистрали позже вошли в состав Юго-Восточных железных дорог.
Прокладка железнодорожного пути от Грязей до Борисоглебска и от Борисоглебска до Царицына строилась весьма быстро. Движение на дороге было открыто 4 декабря 1869 года для пассажирских поездов, а с 12 декабря — для товарных.
Паровозы новой дороги во время её приёмки имели названия, как и на двух других дорогах Грязинского узла. В отличие от них, кроме названий, они имели и номера, как в настоящие время. Номера с 1001 по 1006 — Граве, Барон Дельвиг, Рейтерн, Губонин, кн. Волконский, Бобринский — 6 шт. изготовитель — Шнейдер и К в Крезо — введены в работу в 1869 году. В 1871 году в эксплуатацию будут введены ещё 11 паровозов с номера 107-117, Имеются сведения ещё о 63 паровозах, полученных дорогою с 1872 года и позже.
Особо хотелось отметить одну из фамилий. Волконский Михаил Сергеевич — русский государственный прогрессивный деятель, товарищ министра народного образования России. Землевладелец, сын знаменитого декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. В 1862 году поселился в купленном им на Тамбовщине имении, в Борисоглебском уезде, где им был открыт Музей декабристов. Имеет прямое отношение к нашему краю — с конца прошлого столетия имел усадьбу в черте города Грязи с небольшим количеством земли, купленной у Бланков. А имя его носил один из паровозов потому, что князь некоторое время был первым председателем правления Грязи-Царицынской дороги и директором от земства. За заслуги в строительстве этой дороги был удостоен личной благодарности самого императора.
Одновременно с ростом Грязинского узла росло количество рабочих и служащих, занятых на транспорте. Естественно, увеличивалось население железнодорожного посёлка. Появились новые улицы — Воронежская, Колдовская, 1-я и 2-я Царицынские, Таволжанская.
15 июня 1893 года было утверждено Общество Юго-Восточных железных дорог (Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Гряжской и Грязи-Царицинских железных дорог). К этому времени эксплуатационная длина дорог составляла 1862 версты.
Станция Грязи-Воронежские
Станция Грязи-Воронежские. Наш легендарный вокзал, много повидал за свою историю, миллионы людей побывали в его стенах. Он пережил влияние событий и потрясений в истории Российской империи и бывшего Советского Союза, войны и революции, забастовки и смуты, набеги мамонтовцев, фашистских «юнкерсов». Но он выстоял и выжил.
Первый вокзал на этой станции был построен в январе 1868 года. Он представлял собой деревянный дом с мезонином II класса (12,5×4,75 сажени). При нём была деревянная платформа длиной 90 и шириной 2,5 сажени. Пути располагались только с северной стороны. На первом этаже размещались общий зал I и II классов, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы. На втором — квартира начальника станции.
Однако почти сразу стало ясно, что это здание слишком маленькое для железнодорожного узла, который к лету 1868 года обслуживал Козлово-Воронежскую и Елецко-Грязинскую железные дороги. Поэтому уже в 1870 году к действующему дому добавили одноэтажную деревянную постройку (12×5 саженей), то есть площадь была увеличена в два раза. Тем не менее, для пассажиров и новый вокзал был неудобен.
К 1875 году количество путей на Грязях-Воронежских увеличилось за счёт прокладки дополнительных с южной стороны. Тогда в Петербурге уже создавали проект нового вокзала. На этом проекте имелась надпись, сделанная рукою министра путей сообщения К.Н. Посьета «… Высочайше одобрен с условием устройства башен по варианту 2-ой на пути из Ливадии в Москву 18 ноября 1879 год.»
Строительство началось не на месте старого здания, а рядом, что потребовало перепланировки путей. Работы завершили в начале 1883 года. Император Александр II назвал новый вокзал одним из лучших на всей железнодорожной сети России. В ночное время здание освещалось сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости был построен газовый завод.
Кстати, десятки русских газет и журналов, в том числе и столичные, откликнулись на это событие на станции Грязи, сразу получившие широкую известность.
А вот что пишет о вокзале в своей книге «Спутник пассажира по юго-восточным железным дорогам» И.А. Родзевич… Книга издана в 1898 году в городе Москве и сейчас считается очень редкой.
«… Грязи-Воронежские, хотя правильнее было бы назвать этот вокзал Грязи-Центральный, т.е. одновременно вокзал этот служит …для трёх линий и 4-х направлений… Вокзал второго класса. Грандиозные залы для пассажиров 1 и 2 классов и отдельно для пассажиров 3 класса. Роскошный буфет, обширные мужская и дамская уборные, при первой имеется парикмахерская. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев в пути, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в дороге, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещаются телеграф и почтовое отделение…»
Вокзал видел на своём веку немало знаменитостей, здесь бывали Г.И. Успенский А.М. Горький, Г.В. Плеханов, Л.Н. Толстой на нашем вокзале любил пить чай. Несколько раз вокзал принимал лауреата Нобелевской премии писателя И.А. Бунина, приезжавшего повидать сестру Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкаржевским.
В 1905 году грязинские железнодорожники поддержали Всероссийскую политическую стачку. Особенно активно вели себя телеграфисты, которые принимали и моментально распространяли телеграммы от рабочих и служащих других станций страны, призывы к объединению, к борьбе «за право и свободу». В здании железнодорожного вокзала неоднократно проходили собрания и митинги, здесь заседал забастовочный комитет. 12 декабря 1905 года были арестованы двадцать активных участников забастовки. Среди них находились и делегаты, вернувшиеся из Воронежа (там проходил съезд Юго-Восточного железнодорожного союза, где участвовали грязинцы М.Р. Туркин, И.М. Зверев, С.Г. Алексеев, Г.В. Прилепский и
А.И. Помазуев). На другой день схватили ещё 5 человек. Всех их под конвоем отправили в Козлов, нынешний Мичуринск. 17 декабря забастовка была подавлена.
24 августа 1917 года на станции был убит деморализованными солдатами князь Борис Леонидович Вяземский.
6 сентября 1919 года посёлок захватили мамонтовцы, которые хозяйничали здесь
два неполных дня. Свидетель тех далёких страшных событий — П.Д. Морозов, бывший слесарь паровозного депо Грязи, почётный железнодорожник, так писал об этом:
«Бесчинства мамонтовцев в Грязях начались сразу после захвата ж.д. узла. Они ломали стрелки, разрушали станционные пути, разбивали вагоны, взрывали мосты через реку Матыру и Байгору. Чтобы уничтожить оставшиеся на узле локомотивы, они пускали паровозы на разрушенные мосты, из-за чего в реках образовались огромные нагромождения». За это время они нанесли ущерб Грязям на сумму 847 648 рублей.
В годы Великой Отечественной войны на станцию Грязи воздушные пираты сбросили 351 бомбу, 189 жителей города и района погибли и ещё 369 были ранены во время бомбардировок объектов железнодорожного узла.
15 апреля 1984 года был открыт проложенный под путями подземный пешеходный переход (прежде здесь был надземный, построенный в 1933 году для удобного сообщения посёлков). Его тоннель строился методом продавливания, что позволило не останавливать движение поездов. По некоторым данным, кривизна и дополнительная лестница примерно на полпути объясняется ошибкой маркшейдеров. Переход соединяет платформы станции с автовокзалом и одной из центральных площадей Грязей.
В 2003 году был завершён капитальный ремонт Грязинского железнодорожного вокзала. Его осуществили специалисты московского ООО «Стройметод». За год с небольшим бригада из 83 человек проделала огромную работу: полностью перекрыла латаную-перелатаную крышу, заменила по всему периметру вокзала наружную кладку стен, вставила новые современные окна, сохранив их прежний, дореволюционный переплёт.
В данный момент на территории железнодорожного вокзала Грязи-Воронежские кассы, камеры хранения ручной клади, комфортабельные залы ожидания, комнаты отдыха и ресторан. На табло в центральном холе транслируется расписание поездов. Также для пассажиров открыта справочная вокзала, где можно получить всю необходимую информацию.
Районы города
Рекой Матырой (Матырским водохранилищем), её притоками и магистральными железными дорогами город делится на ряд районов, складывающих в различных исторических, природных и социально-экономических условиях и достаточно сильно отличается по своему облику.
Центральный район — расположен на Левом берегу Матыры при впадении реки Байгоры. С юга-запада район ограничен железными дорогами со станциями Грязи-Воронежские и Грязи-Волгоградские, имеющими сильное путевое развитие. Это наиболее старая и благоустроенная часть города. Здесь расположены основные административные и культурно-бытовые объекты общегородского значения, в том числе администрация города и района, музей, кинотеатр, гостиница, рынок, основные пятна зелёных насаждений общего пользования. На востоке этого района расположен компактный промышленный узел включающий в себя пищекомбинат, сахарный завод, хлебокомбинат. Кроме того, в центральном районе находится старинный элеватор, машиностроительный завод. Многоэтажная застройка находится на важных участках городской среды и формирует силуэт города, являясь градостроительными акцентами на замыкании городских перспектив среди малоэтажной застройки. Однако сохраняется колорит старой части города с его отдельными интересными зданиями.
Самой благоустроенной улицей этого района является улица Правды, которая на всём своём протяжении стала пешеходной. Главная магистраль — улица Советская, пересекающая с запада на восток весь район. Параллельно ей проложена пешеходная улица Правды. По левую сторону от магистрали расположен парк пожилых людей и выход на пляж.
Северный район — расположен между рекой Матырой и станцией Грязи-Воронежские. Это так же довольно старый район. В нём расположены комплексы ТМО, маслозавод и бывшее здание мясокомбината. Зелёных насаждений общего пользования практически нет.
По улицам 2-Чапаева и Толстовская проходит въезд в город со стороны Липецка, а также к железнодорожному и автовокзалам.
Восточный район — сложился в нём очень уютный и благоустроенный посёлок пищевого комбината, состоящего из нескольких кварталов 2- и 3-этажной послевоенной застройки и примыкающего к ним компактного промышленного узла, включающего в себя птицекомбинат, сахарный завод, хлебозавод и др.
В восточной части северного района города на берегу Матырского водохранилища расположен Никольский храм постройки 1895 года ныне действующий и возрождение которого продолжается.
Западный район — является въездным со стороны Липецка и включает в себя посёлок Таволжанка, вытянутый с севера на юг вдоль живописного озеленённого ручья с запрудами. Интенсивно ведётся новое жилищное строительство усадебного типа. Украшением его является действующая Казанская церковь и живописное природное окружение. Западная граница района совпадает с границей города.
Чисто рабочий уютный посёлок — это район Мотовозоремонтного завода, изолированный и поэтому имеющий свой необходимый набор соцкупьтбыта — сквер с клубом, детские и спортивные площадки. Застройка района разнообразна: от пятиэтажных домов, построенные в последние годы, до одноэтажных капитальных коттеджей.
Вокруг красивой дубовой рощи, расположенной в самом центре района, выстроены 2-5 этажные дома. Рядом с жилой застройкой функционирует лечебно-оздоровительный центр. Ещё дальше по берегу реки — территория бывших карьеров, севернее — известковый завод. На юге-востоке расположены коллективные сады.
В городе свыше 200 улиц, 5 площадей, 2 парка, 3 клуба, музей, дом ветеранов, 6 библиотек.
Большое внимание в городе уделяется восстановлению духовных традиций нашего населения. На территории города 12 памятников и обелисков погибшим воинам, 5 братских захоронений, установлено 16 мемориальных досок.
Юго-западный район — прямоугольные кварталы приусадебной застройки перемежаются с двухэтажными домами. В этом районе расположены крупные промышленные предприятия — Культиваторный завод, завод «Гидравлик», рядом с которым построены жилые кварталы в 5-10 этажном исполнении со спортивным ядром и благоустроенными зелёными зонами. Южную часть района замыкают коммунальные и складские организации.
Добавить комментарий