Санкт-Петербург. Памятник Морякам и создателям флота России
Памятник Морякам и создателям флота России был открыт в городе Санкт-Петербурге в 1996 году. Расположен на пересечении Петровской и Петроградской набережных. Автором памятника является скульптор М.К. Аникушин.
Памятник «Морякам и создателям флота России» (по материалам сайта petr.spb.ru, №3 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», аудиогид, 2024):
Про памятник Морякам и создателям флота России, пользуясь фразеологией советского кинематографа, можно сказать, что он же Гоша, он же Гога, поскольку у монумента есть ещё два названия: «Слава Российскому флоту» и «Памятник 300-летию Российского флота». Какое вам больше нравится, такое и употребляйте.
Как мы определяем дату рождения нашего флота? По решению Боярской думы от 20 (30) октября 1696 года: «Морским судам быть…» Именно эти слова нанесены на отворотах ленты, имитирующих бумажные листы, которые вы можете видеть на пьедестале. Задайтесь вопросом: что за знак находится в её разрыве? Это вензель Петра I.
Решение о создании морского флота стало судьбоносным для России. В эпоху Нового времени государство не могло претендовать на важную роль на международной арене, не имея выхода к морю. Это определяло геополитическое положение страны, надёжно обеспечивало её безопасность, благоприятствовало торговле и экономическому развитию.
Ещё до постановления Боярской думы на верфях в Архангельске и Воронеже закладывали и строили первые военные суда, однако это не носило систематического характера. Постоянное военное судостроение в России началось с Азовской флотилии. В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство, и уже весной 1699 года в Азовское море вышла русская эскадра из 10 кораблей и нескольких других судов.
Опыт, накопленный при строительстве Азовского флота, использовался на Балтике в годы Северной войны. Пётр осознавал, что победить такого сильного противника, как Швеция, без флота невозможно. Начало государственной кораблестроительной программы определило основание судостроительных верфей и развитие смежных отраслей промышленности.
Первые суда для Балтийского флота строили в Приладожье — на Олонецкой, Сясьской, Новоладожской и других верфях. С основанием Санкт-Петербурга центр судостроения переместился на берега Невы. В день закладки Адмиралтейство в походном журнале царя была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». А остерия находилась на Троицкой площади, где мы ещё окажемся.
В ходе Северной войны молодой российский флот начал одерживать победы над противником. Пётр I лично разрабатывал и осуществлял военно-морские операции. Прославленные победы при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) стали решающими для исхода в противостоянии между Россией и Швецией и во многом предопределили исход Северной войны. По условиям подписанного в 1721 году Ништадтского мира невские берега и значительная часть балтийского побережья вошли в состав России.
Представший перед вами памятник Морякам и создателям флота России — одна из последних работ скульптора Михаила Аникушина, известного по таким знаковым монументам, как памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, памятник В.И. Ленину на Московской площади и памятник А.П. Чехову в Москве.
Богиня победы Ника, которую часто изображали на носовой части парусных кораблей, будто парит на гребне волны. В левой руке у неё морской вымпел, в правой — модель парусника. Рассмотрев саму скульптуру, обратите внимание на площадку в её основании, которая вымощена разноцветным колотым диабазом. Из камней серого цвета выложен рисунок стилизованного компасного румба. На концах стрелок находятся буквы, обозначающие стороны света: N-W-S-O. Памятник находится в самом начале Петровской набережной, по которой мы и предлагаем вам пройтись.
Добавить комментарий