Екатеринбург. Улица Кирова, дом 32 (Господский дом)
Господский дом в саду (1824-1827 гг.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Кирова, д. 32
На здании размещена мемориальная доска:
Сергей Миронович Киров (1886-1934 гг.) — выдающийся деятель коммунистической партии и советского государства. Член политбюро ЦК ВКП(б), Член Президиума ЦИК, организатор социалистического строительства в городе и деревне.
Господский дом в саду, 1824-1827 гг. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Двухэтажный кирпичный дом расположен на северной стороне улицы Кирова, в центре квартала, неподалёку от заводоуправления и Крестовоздвиженской церкви.
Северным фасадом дом обращён к заводскому комплексу, а южным выходит на красную линию улицы Кирова.
Строительство дома управляющего Верх-Исетскими заводами Е.А. Китаева было предпринято в 1824 году по проекту уральского архитектора М.П. Малахова. В строительных работах принимал участие С. Багарядцев, состоящий на службе у владельца Верх-Исетскими заводами в качестве строителя-геодезиста.
Первоначально здание господского дома в плане было почти квадратным. На плане 1826 года дом уже имел полукруглый выступ лестничной клетки с восточной стороны. С 1827 года в здании располагалось заводское училище.
Прямоугольный в плане объём дома, усложнённый с восточной стороны овальным выступом и небольшим пристроем, развит вглубь участка.
Симметричная схема членений старой части дома наиболее полно выражена в композиции его северного фасада.
Ось симметрии акцентирована нишей с трёхчастным окном, разделённым каннелированными пилястрами дорического ордера с опирающейся на них ложной аркой. По сторонам от него на одинаковом расстоянии расставлены два окна.
Венчающий фасад многопрофильный карниз кровли с коринфскими модульонами раскрепован по центру и на углах. Скругленные углы верхнего этажа обработаны «под руст», а устроенные в них полукруглые ниши украшали ранее вазы чугунного литья. Нижний этаж прорезан ритмично расставленными окнами. Углы обработаны плоскими лопатками.
Композиция южного фасада трёхчастна. Центр отмечен положением двух сблокированных окон. По сторонам от них симметрично расставлены сдвинутые к углам два окна.
Прямоугольные окна с дугообразными завершениями украшены профилированными сандриками и композиционно объединены широким поясом горизонтальных тяг.
Под окнами устроены прямоугольные ниши. Горизонтально фасад членится междуэтажным многопрофильным поясом, переходящим на боковые стороны дома. Рельефно выступающие лопатки, проработанные филёнками, фиксируют углы, эффектно замыкая плоскость фасада. Венчает фасадную композицию узкий пояс-фриз и двухобломный карниз на консолях.
Здание имеет шесть входов: в пристройке со стороны восточного фасада, в полукруглом выступе и четыре в сквозном арочном проезде, имеющем коробовый цилиндрический свод. В интерьере цокольного этажа на южную сторону от арки выходят три разновеликих изолированных помещения с самостоятельными входами из проезда.
Основная часть помещений цокольного этажа размещена по другую сторону арочного проезда. Здесь помещения группируются по сторонам западного и восточного фасадов с внутренним коридором в два света в торцах. Все помещения изолированы и отличаются друг от друга по размерам и по конфигурации.
Планировка первого этажа основана на периметральном расположении помещений с внутренним коридором. Особо выделен в структуре интерьера вытянутый вдоль северного фасада трёхсветный зал со скругленными внешними углами с девятью оконными проёмами. Отделка интерьеров современна.
Образец господского жилого дома первой половины XIX века, изначально выполненного в стиле классицизма, но искажённого перестройками второй половины XIX века и современного периода.
Н.Б. Козюк
Добавить комментарий