Екатеринбург. Комплекс зданий «Городок чекистов»
Комплекс зданий «Городок чекистов» (1931-1936 гг.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 1 — Гостиница «Исеть» (1931 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 2 — Жилой дом (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 3 — Жилой дом (1936 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 4 — Жилой дом (1936 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 5 / ул. Первомайская, д. 38 / ул. Луначарского, д. 117 — Жилой дом (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 6 / ул. Кузнечная, д. 114 — Жилой дом (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 7 — Жилой дом (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 8 — Жилой дом (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 9 — Магазин промтоваров
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 10 — Здание клуба
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 12 — Здание детского сада и яслей (1933 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 13 — Здание поликлиники (1932 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 69, к. 14 / ул. Первомайская, д. 40 — Жилой дом (1936 г.)
Комплекс зданий «Городок чекистов» 1932-1934 гг., архитекторы И.П. Антонов, В.Д. Соколов (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Жилой комплекс возведён по заказу Уральского КГБ для расселения командного состава.
«Городок чекистов» (неофициальное название) был размещён за пределами исторического центра города, на восточной окраине, где в 1930-е годы формировался новый административный центр — площадь Парижской Коммуны с крупнейшими деловыми зданиями, театрами, клубом и типографией с издательством.
Строительство квартала началось в 1931 году с общественных зданий, обращённых к главной городской магистрали (гостиница «Исеть», здание клуба и магазина) и продолжалось до 1936 года. «Городок чекистов» находится в квартале, ограниченном с трёх сторон крупными городскими магистралями: проспектом Ленина, улицами Луначарского и Первомайской.
Юго-западная часть объёмной композиции комплекса, ориентированная на площадь Парижской Коммуны содержит одну из основных градостроительных доминант в застройке главного проспекта города (гостиница «Исеть»).
Роль композиционных акцентов в комплексе выполняют расположенные на противоположных (северной и южной) сторонах квартала постройки, имеющие вертикальное развитие: 11-этажное лаконичное по форме полуцилиндрическое здание гостиничного типа и жилой дом с выраженной динамикой объёмов вверх и к центру, отличающийся сложным объёмно-пространственным решением и богатой светотеневой структурой.
При строительстве комплекса решалась задача создания целостной жилой среды нового социального быта, где жилые дома сочетались бы со зданиями и помещениями культурно-бытового обслуживания. В состав комплекса входят: дом гостиничного типа для молодёжи и малосемейных, здание клуба и магазина, три жилых дома, медицинский корпус с аптекой, здание детского сада и яслей.
Размещение зданий на участке определяется их функциональным предназначением. Общественные постройки: здание гостиничного типа с рестораном (первоначально магазином спорттоваров в 1-м этаже) и здание клуба и магазина с кафе-столовой — выходят на проспект Ленина.
С основной частью квартала их разделяет обширный двор, предназначавшийся и оборудованный под спортплощадку. С других трёх сторон по периметру квартал застроен жилыми домами. Во внутреннем пространстве квартала размещены медицинский корпус и здание детского сада с игровой площадкой между ними.
Комплекс развивается по оси север-юг. Планировочные оси зданий, расположенных в глубине квартала членят внутреннее пространство квартала на три благоустроенных и озеленённых двора.
Восточная и западная стороны квартала застроены симметрично расположенными пилообразными, пятиэтажными корпусами с динамичными горизонтально направленными объёмными композициями. П-образные четырёхэтажные здания медицинского корпуса и детского сада, организующие внутреннее пространство квартала, имеют более простые объёмные композиции.
Асимметрична, сложна по объёмному построению композиция кареобразного, пятиэтажного здания клуба и магазина, индивидуальность которому придаёт выступающий объём лестничной клетки, заключённой в цилиндр. Большую часть застройки квартала «Городка чекистов» составляет жилые дома секционного типа. Они имеют единую фасадную композицию с ритмически повторяющимися вертикальными членениями (выступающие углы, объёмы лестничных клеток, эркеры), создающими горизонтальное движение.
Фасадные композиции зданий в основном определяются структурой их объёмного построения. Применение определённого набора пластических элементов: объёмов, эркеров и выявленных лестничных клеток, балконов, поэтажных рядов окон — придаёт единство фасадным композициям комплекса.
Характерным является выявление внутренних коммуникаций зданий на фасадах и отражение в фасадных композициях секционного строения жилых домов. Планы зданий представляют собой сочетание прямоугольников разной длины, равных по ширине. Исключение составляют масштабные друг другу планы общественных зданий, имеющие оригинальную конфигурацию. План гостиницы имеет вид подковы, клуба — близок каре и образует внешний административно-хозяйственный двор. Приём смещения объёмов зданий относительно красной линии улицы и соединение их торцами способствует увеличению плотности застройки и более рациональному использованию площади участка.
Гостиница «Исеть» (1931 г.) композиционный акцент комплекса, занимает угловое положение на пересечении крупных городских магистралей и активно участвует в формировании их облика как высотная доминанта.
11-этажный объём здания с подковообразным планом представляет собой полуцилиндр. Композиция главного фасада строится на ритмическом расположении поэтажных рядов окон и вертикальных тяг в виде лопаток. В первом этаже всегда находились помещения общественного обслуживания.
Поэтажные планы со 2-го по 10-й этаж составляют жилые помещения по выпуклой (южной) стороне здания и коридора — по вогнутой (северной).
Самым полифункциональным в комплексе является здание клуба и магазина. Оно представляет собой сложный четырёхэтажный объём с Г-образной конфигурацией плана.
Три части объёма здания последовательно соединены друг с другом под прямым углом. Две большие части (корпуса 9 и 10) вмещали клуб, 11-й (меньший) — магазин промтоваров. В месте соединения 10-го и 11-го корпусов объём клуба имеет доминирующее над всем зданием кубообразное возвышение в один этаж, четырёхэтажный корпус клуба и трёхэтажный — магазина связывает небольшой объём в форме вытянутого параллелепипеда.
Корпуса здания образуют прямоугольный административно-хозяйственный двор, разделённый с пространством улицы высоким ограждением из металлических прутьев на кирпичных столбах.
Главный фасад здания асимметричен. Его композиция строится на взаимодействии горизонтальных рядов оконных проёмов и вертикали цилиндра лестничной клетки с чередующимися лентами остекления и вертикальными тягами в виде лопаток. Завершается цилиндр глухой стеной.
Поэтажные планы здания аналогичны. Обширные зальные помещения сочетаются с комнатами, сгруппированными по коридорному типу.
Четыре 5-этажных корпуса №2, 3, 4 и 5, размещённые вдоль улицы Луначарского, объединены в пилообразную объёмно-пространственную композицию и составляют часть центральной застройки комплекса. Имеют единую фасадную композицию с ритмически повторяющимися вертикальными членениями (выступающие углы, объёмы лестничных клеток, эркеры), создающими горизонтальное движение. Входы в корпуса осуществляются через параллельно расположенные дворовые и уличные подъезды, объединённые попарно одной лестничной клеткой. Строение корпусов секционное, секции 2-4-квартирные. В квартирах комнаты расположены по периметру прихожей, обслуживающие помещения примыкают к лестничной клетке.
Пятиэтажные жилые корпуса №6, 7, 8 возведены в 1932 году. Примыкая друг к другу торцами со смещением, образуют пилообразную композицию, вытянутую вдоль улицы Кузнечной.
Композиции фасадов также отражают секционное строение корпусов, разделены вертикалями выступающих объёмов лестничных клеток и эркеров.
Жилой дом по улице Первомайской, 40, возведён на заключительном этапе строительства комплекса в 1936 году. Здание сложной трёхчастной объёмно-пространственной композиции с постепенным повышением объёмов к центру.
Композиция объёмов отражает секционное строение дома. Конфигурация плана напоминает букву Z. Композиция главного фасада симметрична, отражает структуру объёмного построения здания. Элементы пластики (эркеры, выступающие объёмы лестничных клеток) способствуют выявлению объёмов-секций. Связь между этажами по лестничным клеткам. Секции двухквартирные. Квартиры четырёх-шестикомнатные с двумя сообщающимися коридорами в центре. Кухонь нет.
Корпуса отличаются сложностью и выразительностью объёмно-пространственного решения.
Здание поликлиники построено в 1932 году. Расположено в северной части внутриквартального пространства на значительном расстоянии от окружающей застройки.
Объём здания пятиэтажный, П-образный, с усечёнными углами. Фасадные композиции симметричны. Северному фасаду придают вертикальную динамику выступающие объёмы лестничных клеток. Боковые фасады наделены эркерами с лестничной клеткой между ними. В композиции южного фасада преобладают горизонтальные членения. Поэтажные ряды оконных проёмов ритмично членятся шестью эркерами.
Здание детского сада и яслей построено в 1933 году.
Расположено внутри квартального пространства между спортивной и детской игровыми площадками. Объём здания близок к параллелепипеду. Фасады здания асимметричны, строятся на взаимодействии вертикальных и горизонтальных членений (выступы объёмов лестничных клеток и горизонтальные ряды оконных проёмов). Поэтажные планы идентичны. Помещения расположены по сторонам коридора.
«Городок чекистов» — один из лучших в опыте советской архитектуры жилых комплексов конца 1920-х — начала 1930-х годов, возведённых в формах конструктивизма. Отличается оригинальной объёмно-пространственной композицией, пластической выразительностью, индивидуальностью художественного облика.
Л.И. Токменинова
Добавить комментарий